Когда в России введут выплаты по автостраховкам через Интернет?

За последние несколько лет государство и бизнес-сообщество сделали очень много для постепенного перехода российского страхового рынка в электронный формат. Сегодня можно дистанционно оформить практически любую страховку.

Однако нельзя вести речь о цифровизации страховой сферы, если не реализован полный цикл дистанционного обслуживания клиента, включающий в себя оформление полиса, возможность внесения изменений, обращение за возмещением при наступлении страхового события.

Перевод возмещения ущерба в цифровую плоскость, например, по полисам ОСАГО, выгодно не только автовладельцами, но и самим страховым компаниям, так как в перспективе это позволит снизить расходы на содержание офисов.

Для клиентов же дистанционное урегулирование убытков и вовсе кажется невероятным благом, ведь им не придется больше лично посещать офисы страховых компаний, что существенно сократит временные затраты.

Вполне вероятно, что подобная схема возмещения ущерба станет реальностью в ближайшем будущем. Уже сейчас обсуждение вопроса ведется не только участниками страхового рынка, но и депутатами Госдумы России. 

Страховое возмещение по ОСАГО

В начале июля 2020 года в Госдуму внесли законопроект о цифровизации процесса урегулирования ущерба по полисам ОСАГО. Проект закона предусматривает исключение обязанности потерпевшего по предоставлению документов в бумажном виде.

Владельцы поврежденного транспорта получат право ведения электронного документооборота со страховыми компаниями.

Для обмена документами будут использоваться портал «Госуслуги» и мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное Российским Союзом Автостраховщиков. С помощью последнего клиент сможет направить страховщику фотографии и видеозапись с места дорожно-транспортного происшествия.

Предполагается, что с момента принятия соответствующих поправок в ФЗ «Об ОСАГО» до полного перевода возмещения ущерба в дистанционный форме пройдет два года. К этому сроку нужно прибавить время рассмотрения законопроекта в Госдуме. Скорее всего, документ пройдет все стадии согласования осенью 2020 года, но не исключен и вариант, при котором рассмотрение затянется до весны или осени 2021 года.

Дистанционное урегулирование убытков по полисам ОСАГО призвано не только упростить процесс получения выплаты или направления на ремонт, но и устранить имеющиеся огрехи в ФЗ «Об ОСАГО» и Правилах страхования, позволяющие страховым компаниям выдвигать требования, заведомо невыполнимые для клиентов.

В частности, клиент в большинстве случаев обязан предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр представителю страховщика. Если у страховой компании нет офисов в регионе проживания автовладельца, то это препятствует выполнению данной обязанности, да и в целом негативно сказывается на качестве урегулирования убытка.

Страховое возмещение по КАСКО

В случае с добровольным автострахованием дистанционное урегулирование убытков практикуется уже давно. Правда, речь в данном случае идет о незначительном размере ущерба, например, о повреждении остекления или царапинах на лакокрасочном покрытии.

Многие страховые компании разрешают клиентам обращаться за возмещением по мелкому ущербу без справок из компетентных органов.

Клиенту просто присылаю в СМС-сообщении номер направления на ремонт и контактные координаты СТОА. Автовладельцу остается только загнать машину в автосервис, всё дальнейшее взаимодействие СТОА и страховой компании происходит без его участия.

О полноценном переводе урегулирования ущерба по КАСКО на цифровые рельсы речь пока не идет. Отдельные компании, например, «Тинькофф Страхование» и «Мафин» (работает по лицензии «Абсолют Страхования», сделали возмещение ущерба по добровольным автостраховкам максимально удаленным, но и их клиентам приходится показывать транспортное средство представителю компании.

Данная мера необходима для предотвращения мошенничества, которое, к сожалению, процветает в российском автостраховании как никогда.

Риск увеличения случаев мошенничества – один из основных сдерживающих факторов при попытках введения дистанционного урегулирования убытков. По ОСАГО данная проблема должна быть решена путем использования портала «Госуслуги» и приложения «ДТП. Европротокол», позволяющего исключить корректировку данных относительно времени, места и прочих обстоятельств ДТП.

По КАСКО подобная практика будет применяться страховыми компаниям разве что для случаев ДТП, оформленных в соответствии с Европротоколом. В случае крупных страховых событий, ущерб по которым превышает четыреста тысяч рублей, страховщики пока не готовы отказаться от права на осмотр поврежденного транспортного средства.

Читайте также