Финансы с пелёнок: ЦБ вводит экономическое образование для дошкольников

Знакомство с миром финансов у большинства людей начинается уже в дошкольном возрасте. Типичная картина в магазине – малыш просит (или требует) у родителей купить понравившуюся вещь. Поэтому овладение азами финансовой грамотности – задача, актуальная для семьи, где есть маленькие дети, о чём и расскажем в этой статье.

Общая информация

Банки давно обратили внимание на подрастающее поколение и начали предлагать продукты для детей. Например, детская карта Альфа-Банка оформляется на ребёнка от 6 лет, пластик привязывается к счёту родителя. Стоимость годового обслуживания – 790 руб., выпуск – бесплатно. Аналогичный продукт Райффайзенбанка обойдётся в 490 руб. ежегодно. Юные пользователи банковских услуг требуют особого внимания, поэтому ЦБ РФ совместно с Министерством образования и науки РФ разработал программу финансового просвещения. Она ориентирована на детей 5-7 лет, а реализовываться будет через детские сады и другие дошкольные учреждения.

31 августа 2018 года ЦБ РФ анонсировал запуск образовательной программы «Экономическое образование для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Авторы проекта полагают, что он станет органичным дополнением к финансовым блокам, которые уже работают или внедряются в учреждениях среднего и высшего образования. Подача материала будет выстроена таким образом, чтобы он был доступен дошкольникам, в том числе за счёт использования игровых форматов.

Цели и принципы Программы

Программа преследует следующие цели:

  • ознакомление дошкольников с базовыми экономическими и финансовыми понятиями;
  • воспитание таких качеств, как трудолюбие, деловитость, бережливость, честность;
  • формирование способности к сознательной регуляции поведения, умения ставить себя на место другого, учитывать иную точку зрения;
  • формирование у маленьких людей полезных навыков и привычек, помогающих ориентироваться в мире экономики и финансов, в том числе на семейном уровне.

Программа реализуется на принципах научности, доступности, оптимальности содержания и форм подачи материала.

Содержание Программы

Программа состоит из 4-х разделов.

  1. Блок «Труд и товар» предназначен для формирования у дошкольников представлений о различных профессиях, о деятельности и её результатах, стимулирования к полезному труду. На этом этапе у ребёнка выявляются интересы и предпочтения, которые впоследствии могут оказаться смыслом всей жизни.
  2. Раздел «Деньги и цена» приобщает детей к важной стороне жизни любого человека. Они получают ответы на вопросы о том, что такое деньги, откуда они берутся, зачем они нужны, как к ним относиться и использовать. Даётся представление о том, что каждый товар имеет стоимость, о соответствии желаний и возможностей приобрести ту или иную вещь, способах решения финансовых задач. Также в блок входят материалы по различным аспектам торговли, бюджета (прежде всего семейного), источников дохода.
  3. Блок «Реклама» ориентирован на формирование у дошкольников представления о том, что важно отделять реальные потребности от навязанных. Что такое реклама, зачем она нужна, в каких формах существует, как воздействует, как к ней относиться и реагировать – на эти вопросы даются ответы в этом разделе.
  4. Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» предназначен для формирования у детей нравственно допустимых способов экономического поведения. Это означает следование нескольким простым правилам – не жадничать, не транжирить, уметь пользоваться общими вещами, соотнося свои интересы с чужими. Дошкольников научат прогнозировать последствия своих действий, правильно расставлять приоритеты, и приобщат к искусству личного финансового планирования.

Как строится образовательный процесс

Образовательный процесс строится на двух составляющих:

  1. совместной деятельности воспитателя и детей;
  2. самостоятельной деятельности детей.

Деятельность ведётся в различных формах – чтение, показ слайдов, сюжетно-ролевые игры. Тематическое наполнение определяет воспитатель, исходя из стадии обучения. При этом воспитателю задаются не конкретные темы занятий, а примерные направления, по которым следует двигаться. Возможно введение в образовательный процесс и классической учебной модели начальной школы, но в относительно небольшом объёме.

Самостоятельная деятельность дошкольников ведётся в форме игр, лепки, рисования, конструирования, физических упражнений и в иных формах. Воспитатель может организовать, например, конкурс рисунков или поделок на тему будущей профессии, помощи близким и т.д. Эти занятия призваны стимулировать развитие у детей таких качеств, как инициатива и самостоятельность.

Организации, планирующие принять участие в реализации Программы, должны использовать современные игровые и коммуникативные технологии.

Материально-техническое и методическое обеспечение

Реализация Программы должна осуществляться в условиях, предполагающих соблюдение требований пожарной и электробезопасности, санитарно-эпидемиологических требований.

У организации – участника Программы должны иметься в наличии:

  • комплект Программы, включая игровой набор;
  • помещения для занятий;
  • средства образования и воспитания;
  • техническое оборудование, спорт- и хозинвентарь, оснащение для художественного творчества.

Методическая поддержка образовательного процесса базируется на использовании специализированных пособий в области дошкольного образования, включая экономическое направление. Список рекомендованной литературы приведён в заключительной части Программы.

Результатом реализации Программы авторы видят воспитание человека, готового определять свою жизнь, способного ориентироваться в экономике и финансах на уровне как семьи, так и страны в целом. Такой человек будет нацелен на честный труд и заработок, а его основным стимулом станут любовь и уважение к семье, окружению и стране.