Какие будут последствия, если не платить штрафы за отсутствие ОСАГО?
Отсутствие полисов ОСАГО на легковой транспорт – одна из главных проблем российского рынка обязательного автострахования. Некоторые водители видят выгодным отказ от приобретения этой страховки, но только пока дело не доходит до штрафов.
В соответствии со статьей 12.37 КоАП России, неисполнение собственником автомобиля обязанности по оформлению договора ОСАГО, как и управление транспортом, если страховка заведомо отсутствует, карается штрафом в размере восьмисот рублей.
Вроде деньги небольшие, особенно для жителей крупных региональных центров, но есть важный нюанс. Сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя ровно столько раз, сколько он будет остановлен для проверки документов или по другой причине.
Получается, что желающих сэкономить на автогражданке могут оштрафовать в течение одного дня на сумму, превышающую годовую цену полиса, и страховку они при этом не получат. К тому же высок риск дорожно-транспортного происшествия по вине водителя незастрахованного авто. В таком случае возмещать ущерб пострадавшим виновник будет из своего кармана.
Санкции государства
Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда чересчур экономный автовладелец не только не покупает полис ОСАГО, из-за чего регулярно получает штрафы от ГИБДД, но и уклоняется от их уплаты. Для этих граждан у государства припасены специальные меры воздействия, вплоть до самых жестких.
Административный штраф необходимо оплатить в течение шестидесяти дней с момента вступления в силу соответствующего постановления.
Нарушение данного срока погашения задолженности перед государством карается либо штрафом, увеличенным в два раза, но не менее тысячи рублей, либо арестом на срок до пятнадцати суток, либо обязательными работами на срок пятидесяти часов.
Ответственность более чем серьезная. Конечно, нужно понимать, что арест или обязательные работы применяются в отношении злостных неплательщиков. Если автовладелец просто забыл оплатить штраф, суд вряд ли решит отправить его под арест или на обязательные работы. Правда, здесь все зависит еще и от адекватности поведения собственника транспортного средства.
При наличии множества штрафов будет проблематично и дальше лично управлять автомобилем. Любая встреча с сотрудником ГИБДД может обернуться отправкой машины на штрафную стоянку, а водителя либо в суд (в будни), либо в отдел полиции (в выходные). Для обеспечения явки в суд водителя могут задержать на срок до сорока восьми часов.
По выходным суды не работают, поэтому попавшемуся в пятницу вечером должнику придется провести в полиции минимум все выходные.
При этом его поместят в камеру для временно задержанных. Несомненно, удовольствие ниже среднего – провести все выходные в помещении с решетками на окнах и двери. Такое времяпровождение изменит взгляды на необходимость уплаты административных штрафов даже в случае убежденных злостных должников.
Если должник уклоняется от наказания за нарушение срока выплаты штрафа, то его дело передадут судебным приставам.
У этой государственной службы есть все нужные для взыскания денег меры воздействия. После передачи материалов по должнику в службу судебных приставов на него открывает исполнительное производство, направляя уведомление об этом должнику. Если последний не выплачивает штраф в течение установленного приставов срока, то к его расходам добавляется оплата исполнительского сбора в семь процентов от суммы долга, но не менее пятисот рублей.
Пристав вправе наложить арест на имущество должника или ограничить ему выезд за пределы Российской Федерации. В первом случае арестованное имущество может быть продано с целью погашения долга, во втором – автовладелец-должник не сможет посетить другую страну. Снять данное ограничение достаточно проблематично, обычно для этого требуется не меньше двух недель.
Санкции страховых компаний
В теории страховщики могут применить к водителю, который эксплуатировал машину без полиса ОСАГО, финансовые санкции в рамках тарифного руководства Центробанка России. Негативное влияние на стоимость автогражданки могут оказать сразу два коэффициента: знакомый автовладельцам Кбм – коэффициент бонус-малус, дающий право на скидку при безубыточном страховании, и Кн – коэффициент нарушений.
Удорожание полиса за счет коэффициента бонус-малус для конкретного водителя возможно только при наличии аварий по его вине, признанных страховыми случаями.
Но есть водитель пользуется автомобилем без полиса ОСАГО, то и страховая выплата не представляется возможной. Следовательно, в случае с водителями, которые не оформили эту страховку, увеличение цены полиса за счет Кбм не применяется.
Коэффициент нарушений применяется в исключительных случаях, а именно:
- когда клиент сообщил страховщику заведомо ложные сведения с целью занижения платы за полис ОСАГО;
- клиент умышленно содействовал наступлению страхового события или увеличению сопутствующих убытков, а равно исказил обстоятельства происшествия с целью увеличения размера возмещения;
- причинил вред в ситуации, влекущей предъявление регресса.
Все три пункта опять же применимы только при наличии у автовладельца действующего полиса ОСАГО. То есть собственнику незастрахованного транспортного средства не стоит беспокоиться о применение коэффициента нарушений, когда он все же решит купить автогражданку.
Однако есть и исключения. Если по вине водителя без полиса ОСАГО произойдет ДТП, в котором будет причинен вред жизни или здоровью пострадавших, то применение коэффициента нарушений становится возможным. В подобной ситуации травмированные граждане вправе обратиться за компенсационной выплатой в Российский Союз Автостраховщиков.
РСА возместит вред их здоровью, после чего предъявит регрессное требование виновнику ДТП, то есть ему придется полностью вернуть деньги, выплаченные пострадавшим. Кроме того, в базу АИС РСА будут занесены сведения о регресс в отношении конкретного водителя, что при оформлении полиса ОСАГО даст страховой компании основание для применения коэффициента нарушений. Кн увеличивает стоимость полиса обязательного автострахования в полтора раза.

