Как взыскать деньги со страховой компании по решению омбудсмена?

В 2019 году в России запустили институт финансового уполномоченного (страхового омбудсмена) в части споров страховых компаний и их клиентов. При этом омбудсмен сегодня заменяет суд в большинстве подобных случаев.

В суде попросту не примут иск, если он подлежит рассмотрению страховым омбудсменом. Полный перечень ситуаций, когда необходимо обращаться к финансовому уполномоченному, а не в суд, приведен в Федеральном законе «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 4 июня 2018 года.

В частности, в компетенцию омбудсмена входит рассмотрение всех дел по ОСАГО, а также дел по другим видам страховой защиты, если сумма финансовых претензий к страховой компании не превышает полмиллиона рублей.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев для разрешения спора со страховщиком нужно обращаться к финансовому уполномоченному.

Если омбудсмен вынесет решение об удовлетворении требований клиента к страховой компании, последняя обязана в добровольном порядке выплатить необходимую денежную сумму. Однако на практике страховщик может не исполнить решение омбудсмена, как это нередко случается и с судебными решениями.

В подобной ситуации становиться актуальной процедура принудительного взыскания денег со страховой компании. И если в случае с судами данный механизм отлажен годами практики, то в случае с финансовым уполномоченным часто возникают проблемы при предъявлении исполнительного документа в банк, где у открыт расчетный счет.

Какой документ выдает омбудсмен для взыскания денег?

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года, исполнительным документом, направляемым или предъявляемым судебному приставу-исполнителю, является удостоверение, выдаваемое уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Если страховой омбудсмен признал позицию клиента страховой компании обоснованной, то последнему выдается удостоверение.

До момента выдачи удостоверения омбудсмен вправе ждать от страховщика добровольного исполнения решения в течение полутора месяцев. Данный срок пролонгируется, когда страховая компания обращается в суд, чтобы оспорить решение финансового уполномоченного.

Куда обращаться с удостоверением омбудсмена?

Удостоверение финансового уполномоченного на принудительное взыскание денег со страховщика может быть использовано как для самостоятельного предъявления в финансовое учреждение, так и для передачи судебному приставу.

Самостоятельное обращение в банк

Как и в случае с исполнительным листом, выданным на основании решения суда, в случае с удостоверением омбудсмена клиент страховщика вправе самостоятельно предъявить данный документ в финансовое учреждение, в котором у страховой компании открыт расчетный счет.

В данном случае действуют те же правила и сроки, что и при предъявлении исполнительного листа.

Банк обязан списать нужную сумму с расчетного счета страховщика. Нарушение данного правила влечет для кредитного учреждения ответственности, предусмотренную действующим законодательством и нормативными актами Центробанка России.

Приставы-исполнители

При отсутствии у взыскателя времени на самостоятельное предъявление удостоверения в кредитное учреждение или при отсутствии информации о имеющихся у страховой компании расчетных счета можно обратиться в службу судебных приставов.

Пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, после чего производит розыск расчетных счетов страховщика.

В некоторых случаях такой подход оправдан. Например, в случае с крупными страховщиками, которые не скрывают сведения о своих расчетных счетах, а на последних есть требуемая сумма денег.

Что делать, если на счетах страховой компании нет денег?

Нередко случается, что взыскание невозможно даже при наличии удостоверения или исполнительного листа, так как на расчетном счете страховой компании нет денег. Чаще всего это всего лишь хитрость менеджмента страховщика, пытающегося уклониться от взыскания.

В такой ситуации нужно найти расчетные счета компании, на которые поступают платежи от клиентов. Для этого можно обратиться в офис страховщика якобы с намерением заключить договор, попросив выставить счет на оплату в безналичной форме.

Как правило, не возникает проблем с получением актуальных реквизитов, если клиент намерен оплатить полис, а не взыскать причитающиеся ему средства. Далее нужно предъявить в банк, указанный в реквизитах, удостоверение страхового омбудсмена либо можно передать полученную информацию судебному приставу.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также