Поделиться
Электронное извещение о ДТП: плюсы и минусы
В конце 2018 года представители Российского Союза Автостраховщиков анонсировали эксперимент по введению электронного «Извещения о ДТП». Сейчас этот документ заполняется на бумажном носителе участниками дорожной аварии.
При этом дополнительное неудобство бумажной версии извещения в том, что виновник происшествия обязан предоставить в свою страховую компанию свой экземпляр документа. В противном случае его ждет регресс, то есть ему фактически придется возмещать ущерб пострадавшему из своего кармана.
Для пострадавшего же замена бумажного извещения на электронное сократит количество бумаг, необходимых для оформления страхового возмещения по договору ОСАГО.
Как будет работать электронное «Извещение о ДТП»?
Уже сейчас пользователи мобильных гаджетов могут скачать приложение от Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол». Оно заметно упрощает процедуру оформления дорожного происшествия без участия инспекторов ГИБДД.
Водителям достаточно следовать подсказкам программы, что сводит к минимуму риск отказа в страховом возмещении.
При этом извещение они все же заполняют от руки, следуя подсказкам программы, что допускает риск ошибки в каком-либо пункте документа. При наличии ошибок водителям придется заново встречаться для заполнения извещения, иначе страховая компания может попросту отказать в выплате.
Введение электронного «Извещения о ДТП» предполагает использование базы АИС РСА и портала «Госуслуги» для идентификации водителей и проверки их полисов обязательного автострахования. Часть извещения будет заполняться автоматически, что снизит риск ошибки и возможных проблем с возмещением ущерба.
Такой подход сделает документ более достоверным, а это положительно скажется на скорости урегулирования убытка.
Естественно, для полноценного использования программы «ДТП. Европротокол» водителю нужно завести учетную запись на портале «Госуслуги», а также внести сведения о своем водительском удостоверении и транспортном средстве, которое он эксплуатирует.
Несомненные плюсы
Введение электронного «Извещения о ДТП» на руку и участникам дорожной аварии, и страховым компаниям. Первым будет проще оформить происшествие, вторые же получат дополнительную защиту от мошенников, которых фальсифицируют аварии с целью незаконного получения страховой выплаты.
Контролируемая фиксация обстоятельств дорожной аварии выгодна и государству.
Во-первых, граждане будут реже обращаться в суды и к финансовому омбудсмену, который должен начать работу в начале лета 2019 года. Во-вторых, убавится работы у полицейских, занимающихся расследованием экономических преступлений, что позволит им сконцентрироваться на раскрытии афер, не связанных с автострахованием.
Когда введут электронное «Извещение о ДТП»?
Начало эксперимента по введению электронного извещения запланировано на 2019 год. Для этого Правительство России должно выпустить соответствующее постановление. Эксперимент пройдет в ряде регионов, список которых пока не оглашается.
В случае, если будет доказана эффективность электронного извещения, введения такого документооборота по всей стране можно ждать уже в 2020 году.
Правда, для полноценного введения электронного «Извещения о ДТП» нужно внести поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО» и правила страхования. Последний документ составляет и поддерживает в актуальном состоянии Центробанк, отличающийся оперативностью в решении вопросов. Закон же вправе изменить только Госдума.
Как известно, рассмотрение законопроектов в сфере обязательного автострахования вызывает массу споров среди депутатов, потому их принятие нередко откладывается. Поэтому при удачном проведении пилотного проекта введение такой практике по всей России может случиться как 2020 году, так и несколько позже.
Безлимитный «Европротокол»
Есть в планах Российского Союза Автостраховщиков и работа с безлимитным «Европротоколом», когда аварии без участия сотрудников ГИБДД можно оформить в рамках максимальной страховой суммы по автогражданке. Сейчас предельная выплата при повреждении имущества составляет четыреста тысяч рублей на каждого пострадавшего.
В 2019 году союз автостраховщиков планирует наладить передачу сведений в АИС РСА из государственной системы «Эра-Глонасс». Информация в данную систему должна поступать с бортовых устройств, которые автовладельцы должны устанавливать в специализированных сервисных центрах.
Эта инициатива Российского Союза Автостраховщиков вызывает сомнения, так как установка специального оборудования стоит недешево. Стоимость оборудования вместе с установкой, как правило, превышает двадцать тысяч рублей. С учетом реальных доходов среднего автовладельца, в случае ДТП с ущербом больше ста тысяч рублей ему будет проще и дешевле обратиться к сотрудникам дорожной полиции, чем оплачивать установку оборудования «Эра-Глонасс».
Если же водитель отличается аккуратной манерой вождения или эксплуатирует машину лишь в теплое время года, то такие затраты – чистое расточительство. Грубо говоря, стоимость оборудования для фиксации ДТП сопоставима с ценой полиса КАСКО. Лучше потратить эти деньги на приобретение добровольной автостраховки, тем более, что на российских дорогах полно водителей без полисов ОСАГО или с поддельными обязательными автостраховками.
В случае ДТП по вине такого водителя невозможно получить страховое возмещение по автогражданке за вред имуществу. Пострадавшему, как показывает практика, придется взыскивать с виновника стоимость ремонта через суд. А ведь это не всегда возможно, скажем, когда виновник не работает и не владеет каким-либо имуществом, которое может быть продано в счет уплаты долга.




















