Поделиться
Оперный театр: что посетить до конца года


«Пиковая дама» в Troyka Multispace, Москва
Вас ждет первый иммерсивный спектакль по мотивам классической повести. 54 слушателя (по числу карт в стандартной колоде!) окажутся в мире, который сконструировали Пушкин и Чайковский. Режиссер Александр Легчаков решился на смелый эксперимент, не меняя оригинальную структуру оперы (три действия, семь картин).
В основе знаменитой оперы Чайковского — пушкинский сюжет о старой графине и одержимом Германне, который мечтает раскрыть тайну трех карт и обрести богатство. Но если Пушкин сделал своего героя безумцем и фанатиком с наполеоновскими амбициями, то композитор расставил акценты иначе: его Герман (уже с одной «н»!) — романтик, влюбленный в Лизу по-настоящему.
Сегодня арии из «Пиковой дамы» почти у всех на слуху. Самая известная звучит в седьмой картине («Что наша жизнь? Игра!»), откуда перекочевала в программу «Что? Где? Когда?» Сильные впечатления обычно оставляет и зловещая песня графини на французском языке. Ее Чайковский позаимствовал из комической оперы Андре Гретри, но обыграл совсем в другом ключе. Тревожный мотив ожидания превращается в настоящий триллер: и Герман, и старуха боятся роковой встречи. Как обошелся с оригинальным материалом Александр Легчаков — узнаете, если придете на постановку.
- Где послушать: Москва, ул. Яузская, 1/15, стр. 3.
- Время: 26 сентября, 19:00 и 21:30.
- Билеты: 15 000 – 38 000 ₽.
«Тоска» в Михайловском театре, Санкт-Петербург
«Тоска» (ударение на первый слог) — одна из самых популярных опер, впервые поставленная в Риме в январе 1900 года. Джакомо Пуччини вдохновился пьесой Викторьера Сарду и решил создать собственное произведение на ее основе. Либретто сочиняли Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза.
Весь сюжет укладывается в одни сутки. На сцене — Рим 1800 года, захваченный Наполеоном. Художник Каварадосси помогает республиканцу Анджелотти скрыться от преследования властей. Но начальник полиции Скарпиа ищет любые способы поймать беглеца — поэтому впутывает в свои интриги возлюбленную художника, Флорию Тоску. Пуччини делает особый акцент на контрасте добра и зла, поэтому появление Скарпиа сопровождают самые мрачные аккорды.
- Где послушать: Санкт-Петербург, пл. Искусств, 1.
- Время: 26 сентября, 19:00.
- Билеты: 1500 – 12 500 ₽.
«Лоэнгрин» в Мариинке-2, Санкт-Петербург
Если бы не Вагнер, европейская музыка была бы другой. Этот композитор превратил оперу в масштабное действо, а еще привязал к каждому герою его собственную музыкальную тему (прямо как в «Гарри Поттере» или «Властелине колец»).
«Лоэнгрин» — одно из культовых сочинений, уходящих корнями в историю и мифы. Вагнер постоянно апеллирует к величию немецкого духа. Умные люди извлекали из этого вдохновение, а недалекие (например, верхушка Третьего Рейха) — «аргументы» в пользу пещерного национализма. Рихард Вагнер и сам был далеко не приятным человеком, но в масштабе его творчества сомневаться не приходится.
Многие помнят увертюру и свадебный хор в начале третьего действия, но внимания заслуживает вся опера — от и до. Русская постановка «Лоэнгрина» впервые состоялась в Мариинском театре в 1868 году — через 18 лет после веймарской премьеры под управлением Ференца Листа.
- Где послушать: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 34а.
- Время: 5 августа, 19:00.
- Билеты: 2900–6000 ₽.
«Борис Годунов» в Большом театре
«Борис Годунов» — великая опера Модеста Мусоргского. И единственная опера, которую он закончил и самостоятельно оркестровал. Сегодня ее слушают по всему миру, однако первые рецензии были не самыми приятными. Даже друг композитора Цезарь Кюи разнес «Бориса» в пух и прах, причем сделал это публично.
Над «Годуновым» Модест Петрович работал по меньшей мере шесть лет, успев написать целых восемь авторских редакций оперы. Нельзя сказать, какие из них лучше, а какие хуже, невозможно отделить «правильные» от «ошибочных». Там, где есть сцена с юродивым, еще нет народного бунта и легендарной сцены под Кромами (ее вернули в Большой театр в постановке 1948 года). Каждая из версий — этап сомнений и творческого поиска.
- Где послушать: Москва, Театральная площадь, 1.
- Время: 30 сентября, 19:00.
- Билеты: 1200 – 12 000 ₽.
«Фауст» в «Новой опере», Москва
«Фауста» Гете часто упоминают в списках величайших литературных произведений в истории. Французский композитор Шарль Гуно на основе первой части трагедии сочинил оперу в пяти актах. Через 10 лет после парижской премьеры (19 марта 1859 года) композитор решил добавить в сочинение балетные сцены — так опера стала более зрелищной и всемирно известной.
Посещение театра вряд ли станет для вас таким же испытанием, как погружение в текст Гете. Гуно заметно снизил философский пафос, поэтому его Мефистофель, скорее, насмешлив и остроумен, чем глубок. А любовные терзания героев отодвинули этические дилеммы на второй план.
- Где послушать: Москва, Каретный Ряд, 3, стр. 2.
- Время: 13-14 ноября, 19:00.
- Билеты: 2000–4000 ₽.
«Похождения повесы» в Пермском театре оперы и балета
Игоря Стравинского вдохновила серия гравюр Уильяма Хогарта: на них отразилась судьба провинциального юноши, который погубил себя соблазнами. Опера писалась на английское либретто (что совсем не характерно для этого автора), премьера прошла в Венеции в 1951 году.
Опытные слушатели наверняка оценят авторский оммаж Моцарту и всему классицизму. Впрочем, это не мешает разглядеть уникальный почерк самого Стравинского, с его острыми ритмами и нестандартными гармоническими сочетаниями. Образность, навеянная еще Хогартом, заметно повлияла на успех «Похождений повесы» в наши дни. Сочинение будет исполнено на английском языке с субтитрами.
- Где послушать: Пермь, ул. Петропавловская, 25А.
- Время: 14 ноября, 19:00.
- Билеты: 200–3000 ₽.
«Богема» в «Геликон-Опере», Москва
В основе либретто — роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», где показана молодежь Латинского квартала. Сегодня многие уже не помнят, что слово «богема» отсылает нас к цыганам и никак не связано с богатыми людьми, ведущими роскошную жизнь. Изначально так называли людей без постоянного дохода (как правило — представителей творческих профессий). В этом смысле «богема» и «элита», скорее, антонимы.
Эпизод четвертого акта, когда друзья продают старый плащ Коллена ради покупки лекарства для умирающей Мими, явился из реальной жизни. Друг Мюрже по имени Александр Шанмерль действительно носил старое пальто (знакомые в шутку называли его «мумией») и периодически закладывал его в ломбард в трудных ситуациях. В опере, правда, все гораздо драматичнее.
«Богема» доказывает, что русская пословица «первый блин комом» применима и к итальянцам. Туринская премьера 1896 года под управлением Артуро Тосканини вызвала крайне прохладную реакцию. Зато следующие постановки стабильно проходили на ура — вплоть до сегодняшнего дня.
- Где послушать: Москва, Большая Никитская, 19/16, стр. 1.
- Время: 28 сентября, 16:00.
- Билеты: 1700–6000 ₽.
«Похищение из Сераля» в БДТ имени Товстоногова, Санкт-Петербург
Премьера Нижегородского театра оперы и балета пройдет в северной столице в рамках международного фестиваля искусств «Дягилев P. S.». Слушателей ждет знаменитый зингшпиль Моцарта (то есть пение с диалогами), впервые представленный в Вене в 1782 году.
Легкая, местами смешная и полная художественных условностей опера несет отпечаток радости композитора, ведь он сочинял произведение накануне свадьбы с Констанцией Вебер. Прошло два с половиной века, но что-то возвращается в нашу жизнь: например, интерес к Востоку. Воспринять Моцарта по-новому — интересный вызов для современной публики.
- Где послушать: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 65.
- Время: 9 декабря, время начала пока неизвестно.
- Билеты: старт продаж — 5 сентября (можно отслеживать на сайте фестиваля).




















