Хороший страховой агент на вес золота
Анализируя публикации о страховании, можно заметить одну особенность – в них редко говорится о взаимоотношениях между потребителями страховых услуг и посредниками. Если об агентах и заходит речь, то только в свете подбора кадров и подготовки с точки зрения страховой компании. А что в первую очередь интересует страхователя?
Сфера страхования в России (и не только) по-прежнему построена, прежде всего, на доверительных отношениях между клиентом и компанией. Зачастую компания в этом уравнении представлена именно страховым агентом. Доверие – до сих пор одна из главных причин успехов и неудач в страховом бизнесе.
Доверие к страховым компаниям
С советских времён, когда единственным страховщиком был Госстрах, граждане привыкли доверять государственной конторе. Однако с тех пор, как в России начал зарождаться конкурентный страховой рынок, доверие к страховщикам резко упало. Финансовые потрясения, специфика «бизнеса» 1990-х годов – всё это оставило отпечаток на страховом рынке. В этом смысле автострахование до сих пор остаётся показательным примером. Даже сегодня бытует мнение, что львиная доля сборов по ОСАГО и КАСКО – следствие обязательности «автогражданки» и неизбежности страхования машины при получении автокредита. Многие россияне по-прежнему не особо доверяют страховым компаниям, но почему? Попробуем выделить три ключевых причины:
- Низкий уровень культуры страхования. Граждане не знают, что такое страхование и не имеют возможности разобраться, ведь уровень доверия источникам информации также крайне низкий. Многие полагают, например, что узнавать о каких-то нюансах у страховых агентов чревато, так как те могут вводить в заблуждение ради получения собственной выгоды.
- Уровень благосостояния граждан намного ниже по сравнению с развитыми странами. За неимением свободных денежных средства нашим соотечественникам зачастую приходится выбирать: «Страховать нажитое или потратить те же деньги на какое-нибудь очередное «насущное» благо?»
- Большинство потенциальных страхователей хотят страховаться, но для них безликая страховая компания – слишком серьезное испытание на доверчивость. Не хватает человека, с которым можно было бы посоветоваться.
Кстати, доверие играет определяющую роль во всех странах мира. Страховой агент в той же Европе или Америке часто воспринимается почти как член семьи, с которым дружат годами и консультируются по любому вопросу, а не только тогда, когда необходимо заключить очередной договор.
Разумеется, в нашей стране также достаточно хороших страховых агентов, не равнодушных к нуждам своих клиентов и членов их семей. Зачастую такие работники страховой сферы завязывают тесные знакомства со своими клиентами, которые выходят далеко за рамки продажи полисов.
Таких агентов просят проанализировать договоры страхования, помочь отстоять законные права страхователя в спорных ситуациях, подыскать выгодные страховки и т.д. Стоит ли говорить, что такого агента рекомендуют знакомым и родственникам. Если подобный ценный сотрудник переходит в другую компанию, его клиенты нередко также меняют страховщика, лишь для того, чтобы остаться со «своим» агентом. Многие работники страховой отрасли говорят, что высшая оценка качества их труда – это услышать от своего клиента: «Мы работаем не с компанией, а с Вами лично».
Сегодня каждому рано или поздно приходится сталкиваться со страхованием, более того, проникновение данной сферы в повседневную жизнь россиян постоянно растёт. Неудивительно, что многие стремятся найти именно такого «семейного страхового агента», который окажет помощь в любой ситуации.
Как выбрать страхового агента?
Как же найти «того самого» страхового агента, который окажется «другом и помощником»? Примерно так же, как находят в жизни друзей. Придётся потратить время, расспросить друзей, поинтересоваться в страховых компаниях. К страхованию вообще не стоит относится «как к обязаловке», тогда и поиски агента не покажутся пыткой. Целесообразно всегда рассчитывать семейный бюджет с учётом расходов на страхование, интересоваться новыми видами страховок, рассматривать эти расходы как залог собственного финансового благополучия, а не как пустую трату денег. И тогда, вы наверняка быстро обзаведётесь «семейным экспертом в страховании», так же как находят личного стоматолога, парикмахера или юриста.
Никто, конечно, не застрахован от разочарований, единого универсального рецепта успешного поиска агента не существует. Решение каждому всё равно придётся принимать самостоятельно, однако, какие-то общие советы дать можно:
- Не стоит верить безоглядно всему, что говорят агенты. Внимательно выслушайте, а по возможности даже запишите всю информацию на диктофон. Позже проверьте её достоверность в спокойной обстановке.
- Чаще обращайтесь к агенту с просьбой разъяснить те или иные положения договора, обращайте внимание на профессионализм и терпеливость собеседника. Это поможет, как минимум, проверить его адекватность. Правда, переусердствовать тоже не стоит: звоните только, если вопрос действительно важный.
- Задавайте агенту вопросы о ценообразовании страховки. Например, в тарифе КАСКО любой компании учтены расходы на ведение дела (где-то 25-30%), куда входят расходы на рекламу, расходы на агентскую сеть (агенты получают до 15% от страховой премии). Кроме того, в полисе КАСКО применяются различные поправочные коэффициенты – попросите агента рассказать об этих нюансах. При этом обратите внимание на то, насколько он искренен и спокоен. Фальшивость и наигранность можно легко почувствовать.
- Заключая договор через агента, используйте меры предосторожности. Это поможет понять, насколько агент честен.
- Дайте агенту понять, что вы не собираетесь ограничиваться заключением одного единственного договора. Попросите рассказать о вариантах страхования КАСКО в его компании и возможностях экономии, а также узнайте о других видах страхования.
- Прямо спросите о вероятности возникновения проблем с выплатами. Реакция на подобный вопрос опять же поможет понять, насколько профессионален и честен агент. Хороший посредник заинтересован в длительных отношениях, поэтому если у компании есть проблемы, постоянный и надёжный клиент всегда узнает об этом первый.
- Когда происходит страховое событие, страховщик, к сожалению, не всегда думает об интересах страхователя. Агенты же, давно работающие в страховании, устанавливают близкие отношения в отделах урегулировании убытков и могут повлиять на руководителей отделов. Причём иногда не только в своей страховой компании. В отличие от компании, агент крайне заинтересован в положительном решении вопроса с выплатой, он поможет страхователю избежать ошибок в оформлении события и решить другие проблемы. Выгода очевидна: если ему удастся успешно решить ваши проблемы, он получит постоянного клиента.
Можно сказать, что правильный выбор страхового агента существенно облегчит вашу «страховую» жизнь. В его лице вы получите, друга, советчика, просветителя и защитника. Удачи в поисках! А проверить, насколько хорошую цену на КАСКО предлагает ваш агент всегда можно при помощи онлайн калькулятора.