Потребитель vs банк. Почему так сложно выиграть суд с банком

Споры с банками – одни из самых распространённых в судебной практике. В 70% случаев победа остаётся за кредитными организациями, и только около 20% исков удовлетворяются частично. Разберёмся, почему так происходит и как привлечь банк к ответственности.

Финансовая грамотность

К сожалению, главная причина такого положения вещей – низкая финансовая грамотность. Граждане часто не выполняют обязательства перед кредитными организациями. Причём в ряде случаев это связано с тем, что изначально эти обязательства не осознаются в полной мере – проценты, штрафные санкции и другие условия нужно изучать перед заключением договора с банком.

Например, многие оформляют кредитки с льготным периодом, не вдаваясь в подробности тарифов обслуживания после его окончания, а затем забывают закрыть карту.

Клиенты часто заключают договор, не читая внимательно его положения. Это впоследствии создаёт трудности. Так, при оформлении кредита указывается обязанность клиента уведомить банк об изменении финансового положения. Если клиент этого не делает, а затем просит, например, о реструктуризации кредита, вероятно получение отказа. Такие, казалось бы, мелочи часто приводят к тому, что суд встаёт на сторону банков при разрешении конфликтов.

Правовая культура

Значительную роль играет также то, что потребители финансовых услуг не знают прав, из-за чего не могут аргументированно отстоять свою позицию.

Распространённая ошибка – несоблюдение досудебного порядка разрешения спора. Граждане сразу идут в суд, где сталкиваются с отказом в принятии искового заявления.

Не все знают и о праве отказаться от навязанных услуг – запрет на подобные действия со стороны организаций прямо предусмотрен ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Исключения предусмотрены другими законами, как, например, обязанность застраховать объект залога при ипотечном кредитовании. Другая ситуация – банк не выдаёт деньги в день окончания вклада, ссылаясь на то, что требуемую сумму нужно заказать. Но такая задержка правомерна не всегда – только если это предусмотрено договором.

Конечно, есть вариант обратиться к юристу, и это надёжнее, чем самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Но юридические услуги не всегда оказываются качественно, а понимание своих прав и законных интересов, как и внимательное изучение договора, изначально снизит риски возникновения претензий как со стороны банка, так и со стороны потребителя.  

Исковое заявление

Если дело дошло до суда, и вы решили самостоятельно защищать свои интересы, стоит учитывать несколько нюансов при подаче заявления:

  • определение суда, в который подаётся заявление – в договоре может быть указан конкретный суд;
  • оформление «шапки» с корректным указанием истца и ответчика (при наличии – третьего лица);
  • госпошлина – на сайте суда можно найти калькулятор расчёта государственной пошлины;
  • конкретные требования;
  • ссылки на законодательные акты (законы «О защите прав потребителей», «О потребительском кредите (займе)», «О банках и банковской деятельности» и т.д.).

Также важны документы, которые прикладываются к иску. Копии договоров, выписок – у суда должна быть полная картина ситуации и корректные сведения. Поэтому проверьте реквизиты договора, сроки, сведения об организации и паспортные данные. Ошибки сыграют на пользу другой стороне, и в итоге приведут к проигрышу в суде.

Рассмотрение дела в суде

Правильно оформленное исковое заявление – залог выигрыша, так как в суде вы, по сути, излагаете изложенную в нём позицию, подкреплённую ссылками на законы. Никто не потребует красноречия и длинных речей, главное – держаться выбранной стратегии. Стоит также учитывать, что заявления должны быть чем-то подтверждены – если ссылаетесь на невозможность погашения задолженности, прикладывайте, например, трудовую книжку с записью об увольнении.

Резюме

Проблема заключается в законодательстве о банковской деятельности, которое сформулировано так, что привлечь банк к ответственности сложно. Но сделать это возможно – если доказать нарушение прав потребителя. Для этого оформляйте документально взаимодействия с банком, например, если вам отказывают в предоставлении услуг, попросите оформить отказ в письменной форме. На суде устные заявления помогут мало, а вот документ, подтверждающий некорректность поведения банковских сотрудников, – серьёзный аргумент в вашу пользу.

Читайте также