Правильное ведение личного или семейного бюджета поможет поставить верные цели и достичь их, не сорвавшись на полпути. Рассказываем, для чего и как начать вести бюджет, и не бросить всё через две недели.
Бюджет – это план доходов и расходов на конкретный срок. Особенно актуально составление такого плана, если вы хотите совершить крупную покупку, например, квартиру, или накопить значительную сумму на обучение, свадьбу или другие цели.
Самый простой вариант начать вести бюджет – проанализировать расходы и доходы на месяц.
Для начинающих вести бюджет не рекомендуем составлять план сроком больше года. Начните с малого. Помимо того, что долгосрочное планирование требует дополнительной аналитики, велика и доля неопределенности – за продолжительное время может измениться как личное материальное положение, так и экономическая обстановка в стране.
Если вам постоянно не хватает денег, посмотрите, что вы можете делать не так.
Например, вы планируете составить бюджет на полгода. Для этого составьте статистику доходов и расходов за прошлый период: фиксируйте поступление средств (зарплата, гонорары, премии) и записывайте, сколько вы потратили на базовые потребности (еда, ведение хозяйства), оплату счетов, проезд и т. д.
Если вы пользуетесь наличными, рекомендуем сохранять чеки – без них вряд ли удастся вести учет. Если для вас основной метод расчета – безналичные платежи, воспользуйтесь банковской выпиской.
Работать удобно в Google-таблицах или специальных приложениях: CoinKeeper, 1Money, Monefy, «Быстрый бюджет».
Сформируйте структуру расходов и выделите категории товаров и услуг, на которые вы тратитесь регулярно. Не нужно детально продумывать эту схему – хватит 6–8 пунктов (продукты, хозтовары, красота и здоровье, одежда и обувь, развлечения, оплата коммуналки и т. д.).
Когда станет понятно, сколько денег тратится и на что, составьте план расходов по тем же категориям на выбранный период. Начните с очевидных трат и не забудьте про единоразовые, но важные платежи (налоги, страховка).
3. Сравните доходы и расходы. Если второй пункт превышает первый, присмотритесь к указанным статьям и найдите наименее значимые и спонтанные траты. Тщательно обдумайте каждый пункт.
Несколько советов, которые помогут вам начать вести бюджет и не сойти с пути:
Начать можно с формирования финансовой подушки безопасности в размере хотя бы трех зарплат. Эти средства помогут при столкновении с непредвиденной ситуацией (болезнь, увольнение, поломка машины).
Вот что можно использовать для ведения бюджета:
У каждого есть свои преимущества и недостатки. Разберем основные из них.
Использование специальных программ
Основная функция программ по типу «Домашних финансов» или «Семейного бюджета» — контроль трат. Но доступны и дополнительные опции, такие как расчет будущих расходов, выявление «брешей» в бюджете, подсказки по направлениям экономии.
Плюсы:
Минусы:
Google-таблицы (или таблицы Excel)
Здесь нужный результат выводится автоматически, если вы введете формулы в ячейки. К таблице в Google Docs может иметь доступ каждый член семьи, использующий смартфон.
Плюсы:
Минусы:
Ведение записей вручную
Классический способ, требующий сохранения всех чеков. Чем он хорош:
Минусы:
Что может пойти не так с планированием:
Если все пошло не по плану, не паникуйте. Вы можете пересматривать распределение бюджета, подстраивая его под жизненные обстоятельства.