Как будет работать запрет на рекламу в иностранных соцсетях


С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон, который запрещает размещение рекламы на информационных ресурсах экстремистских и нежелательных организаций.
Новые условия касаются иностранных компаний, деятельность которых объявлена вне закона, — например, корпорации Meta (Instagram и Facebook принадлежат Meta, она признана экстремистской и запрещена в России). Законопроект прошел все чтения в Госдуме, его одобрил Совет Федерации и подписал президент.
Что именно окажется под запретом
Будет запрещена реклама:
- на ресурсах организаций, признанных нежелательными в России;
- на ресурсах компаний, признанных экстремистскими.
Запрет касается не только владельцев площадок, но и участников рекламного рынка, то есть самих исполнителей — блогеров и инфлюенсеров. Ответственность за нарушение также будут нести все: и рекламодатели, и распространители рекламы.
Какие штрафы предусмотрены
- Для физических лиц — 2000–2500 ₽.
- Для должностных лиц — 4000 – 20 000 ₽.
- Для юридических лиц — 100 000 – 500 000 ₽.
Почему приняли этот закон
В Госдуме говорят, что, несмотря на действующие запреты, реклама в запрещенных социальных сетях продолжает размещаться. Она стала дороже, поэтому доходы блогеров также выросли. Подобной работой блогеры и инфлюенсеры поддерживают доходы недружественных России ресурсов.
Закон продолжает ранее принятые меры по ограничению деятельности иностранных платформ на территории РФ.
Кто и сколько зарабатывает на рекламе
За 2024 год лидером по заработку на рекламе из российских блогеров стала Ида Галич. Сумма ее дохода — более 40 млн ₽. На втором месте Ксения Бородина с заработком в 36 млн ₽, на третьем — Оксана Самойлова (33 млн ₽). Ксении Собчак реклама в соцсетях принесла в 2024 году чуть более 20 млн ₽. Среди известных мужчин на рекламе зарабатывает Михаил Литвин (16 млн ₽).
Как запрет повлияет на рынок
Российские блогеры могут столкнуться с падением прибыли — их доходы связаны с зарубежными соцсетями. Некоторые перейдут на российские платформы: VK, RuTube, «Дзен». Часть блогеров уйдет с рынка.
Часть аудитории переместится в Telegram, но цены на рекламу там могут вырасти.
Какие меры работают сейчас
Ранее аналогичный запрет был введен в отношении рекламы у иностранных агентов. В этом случае рекламодатель рискует получить штраф до 300 000 ₽, а сам иноагент — до 500 000 ₽. При повторных нарушениях возможна уголовная ответственность.

