Нужно ли получать высшее образование и на что оно влияет

В России много людей с высшим образованием — 34,9% населения, около 25 млн человек. Однако некоторые эксперты полагают, что этот показатель в ближайшие годы может снизиться.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, 51% россиян считают, что без высшего образования сложно сделать успешную карьеру, 45% полагают, что значимость высшего образования часто преувеличивают. Среди молодежи выше процент тех, кто считает значимость диплома вуза преувеличенной. Так считает 60% молодых людей в возрасте 18–24 года и 52% среди 25–34-летних.

Насколько высшее образование помогает профессиональному росту и улучшению качества жизни, разберемся в статье.

Образование помогает улучшить качество жизни

Традиционно к показателям высокого качества жизни населения относят наличие жилья, хорошее здоровье, занятия спортом, полноценный отдых, высокий уровень образования и культуры и др.

Аналитики индустрии образования отмечают: чем выше уровень образования, тем ниже вероятность остаться без работы. Высшее образование помогает зарабатывать больше: специалисты, окончившие вуз, в среднем получают на 26–30% больше, чем выпускники других образовательных учреждений.

Психологи отмечают, что люди, имеющие высшее образование, меньше подвержены тревожным расстройствам и депрессии. Менее образованные люди сильнее переживают из-за небольших проблем, чаще ощущают себя беспомощными, в то время как обладатели дипломов о высшем образовании спокойнее относятся к ежедневным проблемам, склонны воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, с которым нужно справиться. По сути, им помогает «психологический капитал», накопленный во время учебы в вузе.

Кроме того, у выпускников вузов выше самооценка, более развиты коммуникативные навыки, что также помогает справляться со стрессом.

При выборе работы специалисты с высшим образованием предпочитают компании, где нужно решать творческие задачи с минимумом рутины. У специалистов с низкой квалификацией такого выбора зачастую просто нет. Они просто трудоустраиваются туда, куда смогут.

Люди с высшим образованием чаще вступают в общественные объединения и волонтерские организации, больше поддерживают гендерное равенство. Благодаря активной социальной жизни у образованных людей больше полезных знакомств и хорошая общественная поддержка. По сути, чем выше уровень образования, тем больше влиятельных знакомых, выше шансы построить успешную карьеру.

Показатели здоровья у людей, окончивших вузы, выше, чем у остальных. Это связано, во-первых, с тем, что у них лучше самоконтроль и дисциплина — они регулярно посещают врачей, правильно питаются и занимаются спортом. Во-вторых, условия труда у них более комфортные, реже связаны с риском для жизни и здоровья.

Эксперты выделяют следующие преимущества получения высшего образования:

  • Хорошая теоретическая база по общим и узкоспециализированным направлениям;
  • Возможность получить востребованную профессию, которая требует серьезной подготовки;
  • Возможность сделать научную карьеру;
  • Производственная практика на разных этапах обучения, которая позволит наработать портфолио;
  • Реальные конкурентные преимущества при последующем трудоустройстве;
  • Нетворкинг;
  • Возможность вырасти до руководителя.

Для людей без высшего образования есть много ограничений для профессионального развития и карьерного роста — например, они не смогут стать инженерами или врачами.

Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса, считает, что в современных быстро меняющихся условиях важно иметь фундаментальные знания и системное образование, полученное на базе вуза. Работодателю это показывает, что человек в течение долгого времени делал не только то, что ему нравилось, но и то, что не нравилось, ставил перед собой долгосрочные цели и достигал их. А значит, такой сотрудник будет хорошо выполнять долгосрочные задачи и KPI.

Как уровень доходов семьи влияет на получение высшего образования

Эксперты ВШЭ считают, что в ближайшее время усилится неравенство в доступе к качественному высшему образованию. Если сейчас доступ к качественному ВО имеет, по оценкам экспертов, 65-68% молодых людей, то в перспективе трех-пяти лет их доля может снизиться до 53-55%. Это будет означать, что высшее образование может стать своего рода привилегией для более обеспеченных слоев общества — молодежь из низкодоходных групп населения постепенно «вымывается» из системы высшего образования. Этот тренд характерен не только для России, но и для других стран.

Получается, что, с одной стороны, государственная образовательная политика в России направлена на увеличение количества бюджетных мест, а с другой — запросы со стороны людей значительно выше, чем реальные возможности получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что увеличивается разрыв среди абитуриентов из разных групп и между вузами. Аналитики выделяют в условную отдельную группу высокоселективные университеты — наиболее престижные, куда поступают абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ и победители олимпиад.

Такие высшие учебные заведения находятся, как правило, в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Свыше 60% студентов, обучающихся в них, — выходцы из семей с наиболее высоким доходом (на одного члена семьи приходится больше 150 000 рублей в месяц), а доля студентов из семей с низким уровнем дохода (на одного члена семьи приходится денежная сумма в размере МРОТ) не превышает 5%. В менее престижных вузах разрыв между этими категориями в среднем в два раза.

Управленческие и финансовые специальности, в большинстве своем — платные, чаще выбирают студенты из обеспеченных семей, а основная масса абитуриентов ориентируется на те специальности, на которые легче поступить на бюджет. Меньше престиж специальности — ниже конкурс при поступлении.

Как оценить окупаемость вложений в образование

Как оценить, что деньги, которые были потрачены на обучение в вузе, окупились?

Чтобы рассчитать окупаемость своих вложений в образование, можно рассчитать показатель ROI — это процентное соотношение между доходом и инвестициями в образование. Чем выше процент, тем эффективнее инвестиции.

ROI (%) = (Доход от обучения - Затраты на обучение) / Затраты на обучение × 100%.

Однако на практике все сложнее. Эту формулу чаще применяют при оценке обучения в сфере дополнительного профессионального образования — например, на онлайн-курсах. Здесь профессиональный трек не растягивается на годы, поэтому студенту после окончания курсов проще реализоваться в профессиональном плане. Как правило, на желаемый уровень дохода такие выпускники выходят уже спустя один-три года.

После вуза выход на желаемый уровень дохода может занять больше времени, так как специалисту нужно получать практические знания, прокачивать коммуникативные навыки и нетворкинг.

Нужно понимать, что рынок труда отличается от рынка образования — запросы работодателей отражают краткосрочные тренды, а вузы нацелены на длинную дистанцию, оценивая более глобальные перспективы развития отраслей и технологий.

И если в сфере EdTech действует правило: «Если образовательный продукт создавался больше года — он устарел и не нужен рынку», то его нельзя применять к вузовскому образованию. Это игра «вдолгую». Поэтому увидеть быструю отдачу от диплома и приобретенных компетенций не всегда получится в ближайшей перспективе.

По сути, вуз закладывает фундамент, на котором строится здание будущей профессиональной карьеры вчерашнего студента. Насколько востребованным специалистом он станет, зависит от внешних (экономико-политическая ситуация в стране) и внутренних (настрой на достижение личной поставленной цели) факторов.

Переезд в другой регион помогает увеличить зарплату

Переезд остается одним из главных факторов успешного трудоустройства по специальности выпускников российских вузов.

Так, почти 40% выпускников 2018 года к 2021-му сменили регион проживания. Основные направления миграции — с юга на север и с востока на запад.

Данные мониторинга трудоустройства, отметил Сергей Рощин, не позволяют разделить тех, кто возвращается после получения образования в родной город или регион, и тех, кто переезжает впервые. Но если учитывать только саму по себе миграцию после выпуска, то факты очевидны — в подавляющем большинстве случаев она позволяет найти более высокооплачиваемую работу. Единственное исключение — Дальневосточный федеральный округ. Переехавшие оттуда выпускники зарабатывают в среднем меньше, чем те, кто остался.

Больше всего от переезда по стране в целом выигрывают выпускники по таким направлениям:

  • В сфере гуманитарных наук — на 39%. При работе в регионе обучения их зарплата составляет в среднем 47 000 рублей, после переезда — 65 600 рублей;
  • В сельском хозяйстве — на 26% (39 300 и 49 500 рублей);
  • В инженерном деле — на 20% (64 400 и 77 500 рублей).

Интересно, что приезжие выпускники (по большинству направлений подготовки, кроме медицинских) получают зарплаты в среднем выше, чем местные. Эта закономерность наблюдается везде, кроме Центрального федерального округа. По каким-то причинам приезжих молодых специалистов работодатели ценят выше выпускников своего региона.

По словам Сергея Рощина, «герметизировать» высшее образование под потребности отдельных регионов не получится: активной стороной в экономике и на рынке труда в частности всегда является спрос. Молодежь все равно будет уезжать туда, где лучше спрос на их труд. Тем не менее, добавил Рощин, сбалансированность регионального образования и региональной экономики все-таки надо увеличивать. Иначе вообще непонятно, почему те или иные направления образования развиваются в регионах, где для их выпускников нет никаких перспектив.