Самое главное об электронных кошельках

Электронные кошельки занимают свою нишу на рынке финансовых услуг. Они имеют некоторое сходство с банковскими картами, но и обладают особенностями, о которых расскажем в этой статье.

Что такое электронный кошелёк и зачем он нужен

Электронный кошелёк представляет собой счёт, который открывается в одном из платёжных сервисов. Он схож с банковским счётом, который открывается при оформлении пластиковой карты и предназначен для совершения приходных и расходных операций.

Возникает вопрос: зачем нужен электронный кошелёк, если есть обычный для наличных расчётов и пластиковые карты для безналичных? Есть по крайней мере два соображения, по которым целесообразно иметь такое средство:

  • если на него переводятся деньги из внешних источников, для которых такой способ расчётов является предпочтительным;
  • если есть желание избежать внимания со стороны госорганов, поскольку для электронного кошелька не открывается банковский счёт.

Виды сервисов и электронных кошельков

В числе основных работающих в России платёжных сервисов, в которых можно завести электронный кошелёк – Webmoney, Яндекс.Деньги (ЯД) и Qiwi.

Старейший – Webmoney, который был запущен в 1998 году компанией WM Transfer Ltd. Он занимал монопольное положение в России, пока не появились крупные конкуренты – Яндекс.Деньги (2002 год) и Qiwi (2008 год).

Работа с кошельком Webmoney строится через браузер, web-интерфейс, приложение для ПК и мобильных устройств. Каждый пользователь может создать несколько кошельков в разных валютах. Кроме того, в базовом варианте он получает один из четырёх основных аттестатов – псевдонима, формальный, начальный или персональный. Они различаются между собой механизмом подтверждения персональных данных и возможностью производить определённые операции.

Сервис Яндекс.Деньги ранее был реализован в виде приложения, а затем появились web-версия и программа для мобильных устройств. Работать можно с российскими рублями и десятком валют других стран, а каждому кошельку присваивается анонимный, именной или идентифицированный статус. От него зависит, какие ограничения и лимиты устанавливаются на выполнение тех или иных операций. Так же, как и в Webmoney, чем выше статус, тем более подробное подтверждение личности предполагается, в том числе документальное.

Qiwi-кошелёк (Qiwi Wallet) так же, как и вышеописанные сервисы, оперирует разными валютами: рублями, долларами, евро и тенге. Иерархия статусов включает три позиции: «Минимальный», «Основной» и «Профессиональный». С кошельком можно работать через web-интерфейс, мобильное приложение и терминалы Qiwi.

Функционал электронных кошельков

Базовый функционал электронного кошелька обычно включает:

  • безналичную оплату товаров, услуг, штрафов, иные платежи;
  • переводы на другие кошельки, банковские карты, счета, в системы денежных переводов;
  • пополнение через карты, терминалы, а также другими способами;
  • получение средств из внешних источников;
  • привязку банковской карты.

Привязать банковскую карту к электронному кошельку можно в платёжном сервисе и/или онлайн-банке. Такая операция доступна, например, держателям дебетовых карт Альфа-Банка через Альфа-Клик (раздел «Электронные деньги» в настройках).

Привязка карты к кошельку упростит переводы между ними в обе стороны.

Что касается снятия наличных с электронных кошельков, то сделать это без промежуточных операций получится только у владельцев пластиковых карт, выпущенных соответствующими сервисами. Если карта виртуальная, то её можно «заселить» в смартфон и снимать наличные в бесконтактных банкоматах. В остальных случаях для снятия наличных потребуется предварительно перевести деньги с электронного кошелька:

  • на банковскую карту;
  • на банковский счёт;
  • через систему денежных переводов.

И только после этого деньги можно будет снять (получить).

Безопасность электронных кошельков

Платёжные сервисы декларируют безопасность пользования электронными кошельками. Для её обеспечения доступ к кошелькам предоставляется через ввод логина и пароля. В Webmoney дополнительно используются файлы с секретными ключами, которые генерируются при установке приложения WM Keeper Classic.

Пользователь WebMoney может настроить выполнение операций с подтверждением, например, через указание кода, получаемого по СМС. Также можно настраивать отображаемую для других пользователей информацию.

В Яндекс.Деньгах у пользователей есть возможность настроить информирование об операциях в форме электронных писем или СМС. Первый вариант бесплатен, за второй придётся заплатить 50 руб. в месяц или 350 руб. в год. На сервисе приведены распространённые схемы мошенничества и даны рекомендации, как их избежать.

Сервис Qiwi также информирует пользователей о возможных угрозах и способах им противостоять. Например, включить СМС-оповещение, настроить подтверждение операций одноразовыми паролями и т. д. Сервис даёт рекомендации тем, кто стал жертвой мошеннических действий, о том, как следует поступать в подобных ситуациях.

Комиссии

За совершение операций с использованием электронных кошельков платёжные сервисы взимают комиссии в соответствии с установленными тарифами. Например, при совершении популярной операции по выводу денег с кошелька на банковскую карту пользователю придётся заплатить:

  • в Webmoney – 3,3% + 40 руб.;
  • в Яндекс.Деньгах – 3% + 45 руб.;
  • в Qiwi – 2% + 50 руб.

Комиссия списывается с кошелька, по которому совершается операция.

Как завести электронный кошелёк

Чтобы создать электронный кошелёк, нужно выполнить несколько несложных действий:

  1. зайти на платёжный сервис через web-интерфейс или установить и запустить приложение;
  2. зарегистрироваться и создать личный кабинет;
  3. в Webmoney – создать кошелёк, указав тип (валюту) и название (в Яндекс.Деньгах и Qiwi вместе с созданием личного кабинета автоматически создаётся кошелёк (рублёвый счёт), который идентифицируется 15-значным номером (ЯД) или номером мобильного телефона (Qiwi)).

В процессе регистрации и создания кошелька могут приходить письма и СМС с кодами, которые нужно указывать для подтверждения выполняемых действий. Как правило, вновь зарегистрированные пользователи получают низший аттестат (статус), а для его повышения следуют подсказкам сервиса.

Заключение

Создать электронный кошелёк – дело нехитрое. Гораздо важнее понять, какие функции будут на него возложены. Если такое понимание есть, то его владелец может в полной мере пользоваться предоставленными возможностями и преимуществами.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также