Почему предпринимателю важно разделять свои средства и деньги бизнеса
Бахтигаряев Глеб, финансист, частный инвестор и владелец малого бизнеса.
Главные вопросы для любого предпринимателя: нужно ли разделять личный бюджет и деньги бизнеса и сколько денег можно снять без ущерба для компании? В статье я расскажу, почему стоит разделить деньги и как построить финансовую модель для прогнозирования денежных потоков.
Почему нужно разделять свои средства и деньги бизнеса?
Когда вы создаете бизнес, важно понимать, что теперь это отдельная система и не все деньги компании принадлежат вам. Нужно платить зарплаты сотрудникам, отдавать деньги за аренду, оплачивать работу подрядчиков и закупать материалы. Если забрать эти деньги, платить по обязательствам будет нечем. Придется столкнуться с недовольными работниками, кассовым разрывом, кредитами и займами.
А еще у вас как у предпринимателя и потребителя разные цели. Как владелец бизнеса вы хотите вкладывать всю прибыль в развитие компании, быстрее окупить вложенные инвестиции и выйти на новые рынки сбыта. Как обычный человек — потратить все честно заработанные на отпуск, новую машину или купить дачу родителям. Лавировать между этими целями бывает трудно, поэтому важно вести бюджет бизнеса и следить за денежными потоками, чтобы не выводить из компании лишние деньги.
Как выводить деньги без ущерба бизнесу
Тут есть два способа: выводить остаток на счете в конце месяца или платить себе фиксированную зарплату + дивиденды.
Выводить деньги исходя из остатка на счете
Постройте финансовую модель компании, чтобы спрогнозировать финансовые показатели бизнеса на ближайшее время. Эти данные помогут понять, когда и в каких размерах можно вывести деньги на личные траты. Если не планировать бюджет, можно легко потратить лишнее и столкнуться с кассовым разрывом.
Начните с самой простой модели бюджетирования. Чтобы пользоваться ею, нажмите в таблице «Файл» → «Создать копию». В ней уже есть формулы, которые автоматически считают итоговые показатели — просто введите свои данные в ячейки.
В файле есть две основные таблицы: «Бюджет доходов и расходов» и «Бюджет движения денежных средств».
«Бюджет доходов и расходов» помогает рассчитать налог по упрощенной системе налогообложения (УСН) и чистую прибыль, но эта таблица не показывает фактическую сумму денег, которая есть на счете. Например, в таблице мы каждый месяц отмечаем сумму налога в строке «Налог», но в реальности деньги остаются у нас — перечислять налог по закону нужно раз в квартал.
«Бюджет движения денежных средств» показывает, сколько денег у нас действительно есть на счету: какую сумму мы вложили в рекламу, материалы и зарплаты в каждом месяце, сколько прибыли получили от продаж. В той же строке «Налог» будет стоять 0 руб., ведь фактически мы его не платим каждый месяц. Если хотите понять, стоит ли выводить деньги, смотрите на строку «Денежные средства на конец периода» и не выводите больше той суммы, которая в ней указана. В таблице мы видим, что в феврале лучше вывести не более 15 500 руб., а в марте можно снять со счета уже 102 тыс. руб.
Михаил получил в начале февраля заказ на 150 тыс. руб. и решил сразу вывести 30 тыс. руб. на личный счет, не планируя затраты на месяц. В итоге к концу месяца он ушел в минус — компании не хватило 14 500 руб., чтобы расплатиться по обязательствам, и пришлось взять займ. Если бы он вел таблицу с движением денежных средств и заранее рассчитал свободный остаток на месяц (в его случае это 15 500 руб.), то кассового разрыва удалось бы избежать.
Начислять себе зарплату
В случае с ИП можно оформить зарплатный проект в любом из банков и платить себе каждый месяц одинаковую сумму (при условии, что она не создаст кассовый разрыв) с минимальной комиссией — ее размер будет зависеть от условий банка, в котором открыт счет. В конце года, полугодия или квартала выплачивайте себе премию в зависимости от нераспределенной прибыли на расчетном счете — она не облагается налогом.
Например, у Михаила есть стабильный поток заказчиков и он заранее знает, сколько получит прибыли за год и сколько примерно будет расходов. Он решил выплачивать себе зарплату 35 тыс. руб. в конце каждого месяца с февраля по декабрь — мужчина заранее рассчитал, что эта сумма не приведет к кассовому разрыву в будущем. В конце декабря на счету Михаила останется 425 тыс. руб. Он может забрать всю сумму себе или вложить часть в развитие бизнеса в следующем году.
В случае с ООО директорам чаще всего назначается небольшая зарплата, из которой вычитаются страховые взносы — 30% от зарплаты и НДФЛ 13%, а в конце года, полугода или квартала выплачиваются дивиденды, которые облагаются налоговой ставкой 13%. Выплачивать основную часть прибыли дивидендами выгоднее — с них не нужно платить страховой взнос.
Вне зависимости от выбранного варианта финансовая модель поможет навести порядок в финансах бизнеса и выводить деньги без риска получить кассовый разрыв в конце месяца.