Кража денег с карты: приёмы мошенников, которые продолжают работать

Привязка карт к мобильному банку или электронному кошельку открыла карточным мошенникам новые горизонты. По данным МВД число преступлений со смартфонами в 2020 году выросло в несколько раз. Мы изучили десятки приговоров судов и узнали, как крадут деньги и можно ли этому противостоять.

Развод по телефону

По статистике на телефонное мошенничество в крупных банках приходится до 97% всех махинаций с картами. Это означает, что клиенты отдают свои деньги сами.

Схема выглядит самым примитивным образом:

  • Мошенники звонят на телефон или сбрасывают СМС с просьбой сообщить пароль для входа в мобильный банк, а иногда и одноразовый пароль о совершении перевода.
  • Отправка ссылки на «новый сайт для входа в личный кабинет интернет-банка» (как только владелец карты вводит логин и пароль, они становятся известны преступникам).
  • Новая «фишка»: просьба переводить ипотечные платежи с использованием новых реквизитов (то есть на счёт мошенников).

Чтобы не вызвать подозрений преступники представляются сотрудниками банка. Иногда они озвучивают реальные даты оплаты кредита и другие сведения, которые сложно узнать посторонним лицам. После передачи сведений или перевода, деньги, естественно, исчезают. Вместе с «сотрудниками».

Если кто-то обращается по таким вопросам по телефону, не стоит реагировать. В случае смены реквизитов заёмщика попросят прийти в отделение (ведь вносятся изменения в договор) или опубликуют общую информацию на сайте банка.

При добровольной передаче сведений о карте или переводе на реквизиты мошенников, будет сложно потом пройти процедуру chargeback (возврата средств) и придётся общаться с полицией.

Перевод на номер 900

Схема становится возможной только когда преступник добрался до чужого смартфона, а также благодаря отсутствию пароля. Приведём примеры реальных случаев.

Мошенник из Ямало-Ненецкого автономного округа, находясь в квартире у своих знакомых, взял телефон, чтобы позвонить. Отправив СМС на номер 900, он перевёл сумму в 8 тыс. рублей на свой счёт в Сбере, а затем ещё 1 тыс. рублей на баланс мобильного номера.

В Красноярске вставив в свой телефон сим-карту сестры, девушка обнаружила, что приходят СМС с номера 900 об операциях по карте. Далее она сначала направила на номер 900 запрос на пополнение баланса на сумму 3 тыс. рублей, а затем перебросила эти деньги на свой QIWI кошелёк.

Ещё один преступник из Оренбурга подрабатывал извозом и нашёл в салоне телефон, забытый одним из пассажиров. При просмотре он обнаружил СМС с номера 900 и увидел баланс карты. Далее ввёл номер телефона, который принадлежит его знакомому и перевёл ему 8 тыс. рублей. Потом преступник попросил обналичить деньги и отдать ему.

Мошенники могут действовать и другим способом. Например, в магазине или отеле к вам подходит человек и слёзно просит телефон, чтобы позвонить, поскольку у него села зарядка. Отдавая ему смартфон вы сильно рискуете. Лучше сразу отказать или не отходить от него ни на шаг во время разговора, отдать телефон – это всё равно, что отдать карту.

Перевод на счёт телефона

Участие родственников, сотрудников или друзей в подобных схемах, к сожалению не редкость. Например, в Волгоградской области сын сфотографировал банковскую карту отца, оставленную без присмотра. После этого он установил на телефоне приложение «QIWI кошелёк» с привязкой к своему номеру.

Далее используя приложение он перевёл деньги с карты родителя на свой счёт. Чтобы завершить операцию, молодой человек завладел телефоном отца и ввёл полученный на него СМС-код. После этого он стёр все сообщения о переводах и вернул телефон на место.

Подобные операции может сделать не только родственник, но и случайный знакомый, сотрудник по работе или уборщик, который убирает номер в отеле, где остановился владелец телефона. Чтобы этого избежать, желательно ограничить вход в телефон, установив идентификацию по отпечатку пальца или иную систему защиты.

Изготовление дубликата сим-карты

Потеря сим-карты или её подделка может также привести к серьёзным проблемам. В Ростовской области преступник обманным путём получил дубликат карты своего знакомого. Вставив дубликат в телефон и обнаружив, что указанный номер привязан к банковской карте через «Мобильный банк» он отправил СМС на номер 900 и перевёл сначала 750 рублей, а потом 1500 рублей. Мелкими суммами, чтобы не вызвать подозрение, продолжились и другие переводы.

Доступ к «симке», очень опасен. Преступников она может интересовать даже больше самого смартфона. Иногда сим-карты просто воруют, если телефон лежит забытый на столе, в раздевалке фитнес-клуба или где-то в другом месте. Кража «симки» в отличие от смартфона может какое-то время оставаться незаметной, а за это время мошенники уже снимут все деньги.

Бесконтактная оплата чужой картой

Классика жанра: забытая в банкомате или украденная карта используется для покупки товаров в магазине в пределах лимита (без введения ПИН-кода). Только теперь для похода в магазин уже используют подставных лиц (алкоголиков, желающих выпить, или подкупленных прохожих).

Преступники не попадают под камеры магазина и вообще ничем не рискуют. Если подставные их близко не знают, то вся вина за обналичивание чужой карты будет на них. Каждый второй приговор суда по делу с картами связан именно с этим не хитрым способом присвоения чужих денег.

Вышеописанные уголовные дела быстро доходят до суда, поскольку преступники переводят деньги на счета или кошельки, которые требуют идентификации или попадают под камеры. Но для владельцев карт это означает хлопоты в связи с участием в уголовном деле и необходимость подавать гражданские иски, которые могут потом выплачиваться годами.

Что делать после кражи?

Общеизвестно, что в случае кражи денег карту нужно заблокировать через приложение или горячую линию банка. Это предотвратит дальнейшее её использование мошенниками. Однако если украли телефон, то заблокировать нужно и сим-карту, если она привязана к мобильному банку. Про эту мелочь владельцы карт часто забывают.

Далее необходимо:

  • Посетить отделение банка и написать заявление на возврат средств в связи с незаконным списанием (процедура называется chargeback). При себе иметь паспорт, карту. Всё делается за 1 день.
  • Заехать в полицию и написать заявление о краже телефона, сим-карты либо просто денег с карты (если пропала сумма более 1 тыс. рублей). При себе иметь тот же набор документов, дополнительно выписку по карточному счёту и копию заявления в банк с отметкой о принятии.
  • Если банк отказал в возврате средств после процедуры chargeback, необходимо контролировать ход расследования уголовного дела. В случае поимки преступников составляются гражданские иски на сумму ущерба.
  • Если считаете, что банк отказал в возврате средств незаконно, решение также можно обжаловать в суде или написав жалобу регулятору.

Банки стараются оперативно тормозить подозрительные операции и контролировать безопасность расчётов, но не всегда справляются. Особенно сложно им разобраться клиент делал перевод или мошенник, у которого оказался в руках его смартфон. Поэтому чем скорее сообщите о проблеме, тем лучше.

Если выяснится, что вины владельца карты в потере данных не было, возврат средств банком-эмитентом производится в течение 30-60 дней. Сложнее ситуация с уголовными делами, если банк отказал в возврате. Формально расследование длится 2-12 месяцев, но не факт, что оно к чему-то приведёт.

Если преступников не поймают, деньги вернуть не удастся, и банк тут ничем не поможет. В случае поимки подаётся гражданский иск, который рассматривается 2-3 месяца. При отсутствии у преступников имущества и денег, шансы что-то вернуть также минимальны.

Чтобы обезопасить себя желательно использовать сложные пароли для входа в смартфон, не выпускать гаджет из рук и не реагировать на телефонных мошенников. Если кража всё же произошла блокировать карты и «симку» нужно молниеносно, так как риск потери денег очень велик, а процедура возврата слишком длительна и, увы, не всегда успешна.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете