Как нас разводят в интернет-магазинах и соцсетях
![detail image](https://finuslugi.ru/img/posts/big/4yrk64fs.jpg)
![detail image](https://finuslugi.ru/img/posts/small/4yrk64fs.jpg)
За время пандемии активизировалось мошенничество в сети. Преступники создают фейковые интернет-магазины и сайты, а также придумывают другие способы выманивания денег у граждан. Разбираемся, как не нарваться на фейковые страницы и можно ли оспорить платёж, если всё-таки перевели деньги мошенникам.
Фейк на фейке
Кража денег с карт клиентов через мошеннические сайты-двойники является одной из самых популярных в интернете. Схема заключается в том, что пользователи, пытаясь купить товар на одном сайте (например, в известном интернет-магазине), вводят данные карт на сайте-фальшивке – точной его копии. Мошенники похищают средства и вернуть деньги в такой ситуации крайне проблематично.
Существуют и другие схемы обмана. Например, фейковые интернет-магазины и страницы в соцсетях, созданные только для привлечения внимания покупателей. С самого начала мошенники планируют собирать деньги без намерения поставлять заказанный товар.
Популярные схемы развода в интернете:
- продажа поддельных справок о наличии антител к COVID-19, масок и антисептиков для рук по бросовым ценам с фейковых сайтов (после перевода денег мошенники исчезают);
- мошеннические объявления на маркетплейсах (например, на avito.ru) о продаже дорогостоящих товаров (ноутбуков, телефонов и пр.), которые также не высылаются после перевода денег;
- высылка другого товара вместо заказанного (например, в 2-3 раза дешевле заказа) в расчёте, что покупатель не будет тратить время на выяснение отношений и обмен;
- сайты мошенников с «услугами» по возврату средств за отменённые рейсы, бронирование отелей и оплаченные туры;
- фейковые конкурсы с выигрышами – «победителям» обещают деньги, но только после перевода суммы налога или иного фиксированного платежа на счёт мошенников.
Фантазия мошенников особенно бурно проявлялась в период ажиотажа из-за коронавирусной инфекции, когда большинство людей были заблокированы в квартирах и озабочены потерей дохода.
«В разгар пандемии выходили видеоролики с информацией о якобы обещанных для всех россиян госвыплатах в несколько десятков тысяч рублей. Чтобы получить деньги, нужно было оплатить 2 «госпошлины» в размере около 800 рублей через сайты. Один из таких роликов набрал более 5 млн просмотров прежде, чем был заблокирован», – рассказывает об ещё одной схеме Вице-Президент банка «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев.
По-прежнему процветают и схемы классического развода, которые были и до пандемии. «Заказал дорогие часы в интернете другу на день рождения. Пошёл на почту оплатил. Когда распаковал посылку то был в шоке, часы были дешёвой подделкой другого цвета. Я их точно не заказывал», – описывает одну из наиболее распространённых схем обмана покупатель.
В посылках из интернет-магазинов часто находят старые футболки, носки, не те товары или вообще… пачку бумаги. Это делается с одной целью – протянуть время и получить деньги с большего количества покупателей, прежде чем сайт окончательно закроется. В случае претензий со стороны правоохранительных органов всё можно объяснить ошибкой менеджера и перепутанным товаром.
«Выписал один телефон, пришёл другой, но в два раза дешевле. Поменять нельзя, потому что сначала футболили, а потом перестали выходить на связь», – рассказывает о проблеме один из пострадавших. Бывает, что продавец исчезает и гораздо быстрей – сразу после получения денежного перевода. Особенно это распространено при продаже товаров в соцсетях.
Что делать в случае обмана
По оценке банка «Ренессанс Кредит» доля мошеннических попыток от всех интернет-транзакций составляет 1,3%, из которых 80-90% удаётся заблокировать. Показатель вырос за последние несколько лет в 3,5-4 раза, а по данным регулятора – в 5-6 раз.
Если пользователь слил данные фишинговому сайту, банк может помочь, заблокировав попытки мошенников списать средства. Если этого не произошло и деньги всё же исчезли со счёта, придётся начинать процедуру chargeback (оспаривания транзакции).
В течение суток после кражи денег с карты нужно:
- Оспорить транзакцию, написав заявление и заблокировав карту.
- Получить ответ от банка и вернуть деньги спустя месяц-полтора.
Сложнее, если средства переведены мошенникам добровольно, а их и след простыл. После такого развода единственный выход: писать заявление в полицию. Сделать это можно и дистанционно – на сайте МВД в разделе «Приём обращений».
Если ущерб до 1000 рублей, то можно требовать привлечения к административной ответственности, а если больше – уголовной. Но добиться возврата денег можно только если преступников найдут, а это происходит не часто.
Как не стать жертвой мошенников
Банкиры советуют быть крайне осторожными при онлайн-шопинге и соблюдать все требования безопасности. Главный стоп-фактор – интернет-магазин или аккаунт в соцсетях с огромными скидками. Например, айфоны, ноутбуки или другая электроника, мотоциклы или велосипеды в полцены.
Насторожить должна и стопроцентная предоплата на сомнительных сайтах на карту физлица или электронный кошелёк, отсутствие данных о юридическом адресе и раздела, посвящённого процедуре возврата товара, денег и рассмотрению претензий потребителей.
Чтобы минимизировать риски мошенничества:
- позвоните по номерам интернет-магазина, указанным на сайте, чтобы проверить реально ли он работает;
- погуглите название магазина в связке со словом «мошенники», поищите отзывы покупателей;
- обращайте внимание на адресную строку сайта (не должно быть http вместо замка и https).
«Нужно завести виртуальную карту и пополнять её только для ближайших планируемых оплат и покупок. Не переходить по ссылкам, которые не ожидали получить, не открывать вложения из неожиданных писем», – советует директор департамента безопасности Московского кредитного банка (МКБ) Вячеслав Касимов.
Если покупаете что-то в соцсетях, настаивайте на наложенном платеже, то есть оплате за товар после его прибытия.