Как снять обременение после погашения ипотеки
Отличительная особенность ипотеки – обременение, которое накладывается на объект недвижимости. Причём после полного погашения задолженности обременение автоматически не снимается – для этого заёмщику надо совершить определённые действия. Разберёмся, что нужно сделать после выплаты кредита, чтобы освободить квартиру от залога.
Что такое обременение и закладная?
Ипотека – это кредит под залог недвижимости. В залог передаются приобретаемые квадратные метры, или имеющиеся в собственности заёмщика. До полного погашения долга на объекте остаётся обременение. По сути, это означает ограничение в полномочиях собственника: пользоваться жильём можно, а вот для распоряжения (продажа, дарение) необходимо согласие банка. Но завещать недвижимость можно, так как для этого регистрационных действий не требуется.
Главное, что нужно сделать для снятия обременения с квартиры – полностью погасить задолженность.
Затем в банке запрашивается справка, которая это подтверждает, и закладная. Это бумага, которая удостоверяет право залога на имущество и право получить исполнение по денежному обязательству. Причём не все банки хранят закладные непосредственно в офисе, поэтому иногда документ нужно заказать и подождать его доставки в отделение. Стоит учитывать, что закладная оформляется не всегда, и её отсутствие никак на ипотеку не влияет.
Документы
Обременение подлежит государственной регистрации, поэтому и для освобождения от него нужно обращаться в Росреестр (в том числе через МФЦ). Процедура прямо регулируется законодательством. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» устанавливает перечень документов, на основании которых происходит снятие обременения:
- заявление заёмщика с закладной, на которой поставлены отметки о погашении долга;
- заявление владельца закладной;
- совместное заявление, подписанное заёмщиком и представителем банка;
- решение суда с требованием прекратить ипотеку.
То есть регистрационные действия не будут осуществлены без одного из этих документов. Также заявитель подаёт:
- паспорта всех собственников недвижимости;
- копию кредитного договора;
- документы, подтверждающие право собственности;
- справку из банка о погашении задолженности.
Если заявление подаётся совместно с сотрудником банка, то предоставляются документы, подтверждающие его полномочия (приказ, доверенность и т.д.), и его паспорт. Стоит учитывать, что иногда такого специалиста следует заранее «бронировать» на конкретный день. Если квартира приобреталась по программе военной ипотеки, то требуется заявление Росвоенипотеки.
Есть особенности и для недвижимости, приобретённой по договору участия в долевом строительстве. В этом случае в Росреестр также предоставляются заявление генерального застройщика, акт ввода дома в эксплуатацию, акт передачи квартир собственникам.
Снятие обременения и возможный отказ
После подачи документов в МФЦ выдаётся расписка с индивидуальным номером. По этому номеру можно отследить статус заявления. Квартира будет освобождена от обременения в течение 3-5 рабочих дней. Банки иногда предлагают отправить заявление самостоятельно, но обычно это затягивает процесс на срок до 1-2 недель. После проведения регистрации можете заказать в МФЦ/Росреестре новую выписку ЕГРП, в которой уже не будет сведений об обременении.
Если обязательства по кредитному договору исполнены, отказать в проведении регистрационных действий не имеют права.
Но возможны и технические ошибки. При наличии последних напишите жалобу, чтобы с ситуацией разобрались. Тянуть со снятием обременения не стоит, так как если банк ликвидируют, собрать необходимый пакет документов будет сложно. Если в досудебном порядке ничего сделать не удаётся, обращайтесь в суд. В этом случае подаётся заявление о прекращении ипотеки и снятии обременения, к которому прикладываются те же бумаги, что и для обращения в Росреестр.