Банки выдают больше кредитов, но на меньшие суммы

В мае 2020 года число выданных российским заёмщикам кредитов выросло. При этом средняя сумма уменьшилась. О тенденциях банковского рынка расскажем в материале.

Спрос на потребкредиты вырос

В мае банки выдали заёмщикам больше кредитов наличными, чем в апреле, но на меньшую сумму.

В мае банки выдали более 770 тыс. кредитов. Общая сумма составила 217 млрд руб. Такие данные обнародовало Объединённое кредитное бюро. В апреле заёмщики взяли 665 тыс. кредитов на 218 млрд руб. Таким образом, в мае средний размер займа снизился с 328 тыс. до 282 тыс. руб. При этом средний срок выплаты сократился незначительно – с 44 до 42,3 месяца.

Как рассказали в Сбербанке, среднедневной рост объёма выдачи потребительских кредитов в мае к апрелю 2020 года составил приблизительно 25% в соответствии с сезонным спросом, средний чек остался в рамках запланированных значений.

По информации банка ВТБ, спрос на кредиты в конце весны 2020 года вырос на 23%. В мае там выдали на 27% больше займов по количеству и на 21% больше по объёму. Но остальные крупные кредитные организации подтверждают общую тенденцию: сокращение средней суммы займа. В ПСБ рассказали, что выросло число экспресс-кредитов до 100 тыс. руб. В Ренессанс Банке также заявили о снижении среднего чека.

Сокращение средней суммы займа связывают со снижением доли кредитов на сумму свыше 1 млн руб.

До пандемии клиенты часто брали деньги на развитие бизнеса под видом потребкредитов. Сейчас, в условиях ухудшения экономической ситуации, поведение заёмщиков изменилось.

Ещё одна причина снижения среднего чека заключается в том, что банки скорректировали свою кредитную политику. Доходы россиян снизились, поэтому заёмщики уже не могут выдерживать кредитную нагрузку столь же высокую, как до пандемии. Сейчас банкам сложно оценить платёжеспособность клиентов в ближайшем будущем, поэтому финансовые организации проявляют осторожность.

Аналитики предсказывают рынку потребительского кредитования рост, но не резкий, а постепенный. По сравнению с докризисным периодом в апреле количество выданных займов сократилось на 54%, а объём – на 50%, в мае эти показатели снизились только на 43%. Тенденция будет сохраняться вплоть до августа. Рынок вернётся к объёмам марта только в конце лета – начале осени, когда будут сняты ограничения и экономическая ситуация станет более понятной, а прогнозы по доходам – более определёнными. В частности, положительно скажется на спросе возобновление работы магазинов. После этого потребность граждан в кредитовании вырастет, уверены аналитики.

Требования к заёмщикам, которые стали жёстче в период пандемии, банки пока не снизят. Но число потенциально платёжеспособных клиентов в течение года, согласно прогнозам, будет расти.

Как чувствуют себя МФО

Микрофинансовые организации зафиксировали рост заявок на выдачу займов. Несмотря на то, что офлайн-точки закрылись на какое-то время, россияне не перестали брать деньги в долг. Просто начали делать это в режиме онлайн.

«Пандемия перевела многие бизнесы в онлайн. Безусловно, это коснулось и рынка микрокредитования. Офлайн-точки продаж были закрыты, и онлайн-МФО зафиксировали переток клиентов. Так, по нашим данным, в период с 28 марта по 1 июня 2020 года количество заявок на микрокредит выросло на 20% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года)», – отмечают в микрофинансовой организации Creditter.

При этом часть новых клиентов, по оценкам аналитиков, так и останется в цифровом поле, а часть – вернется обратно в офлайн.

В условиях пандемии заёмщики стали вести себя осторожнее.

Статистика говорит о том, что изменился подход к получению займов. По данным Creditter, средняя сумма займа, за которой обратились клиенты компании в период с 28 марта по 1 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 11% (с 13 000 рублей до 11 500 рублей).

Что касается ужесточения требований к заёмщикам и пересмотра политики, эта тенденция коснулась и МФО: «Действительно, спрос на онлайн-займы в течение апреля-мая значительно вырос, так как все офлайн-точки были вынуждены закрыться. Однако добросовестные онлайн-МФО, долго и стабильно работающие на рынке, не пребывали в эйфории, а, наоборот, были вынуждены пересматривать свои риск-модели, более тщательно подходить к одобрению микрокредитов. Такой консервативный подход был стратегически важен, чтобы не допустить волны роста просрочки», – рассказали в микрофинансовой организации Creditter.

Читайте также