Мошенничество с Госуслугами и Telegram: как сохранить свои деньги


Каждый год сумма украденных средств только растет: в 2022 году было похищено 91 млрд ₽, в 2023-м — 156 млрд ₽. Декабрь 2024-го не стал исключением: в интернете нашли даже фейковый портал Госуслуг.
Все выглядело убедительно. Основная форма сайта предлагала подать заявление в ЦБ и сообщить о мошенничестве. Прежде чем отправить документ, пользователь должен был ввести код — у мошенников уже имелась база телефонных номеров, поэтому все происходило очень быстро. Они получали доступ к личным кабинетам людей и могли использовать их в своих целях: взять кредит или скопировать документы.
Одновременно в мессенджере Telegram частыми стали случаи, когда мошенники создавали аккаунты-двойники и копировали реальных людей, а затем обманывали их знакомых или похищали данные.
Три популярные схемы мошенников для кражи данных
- Под видом доступа к Госуслугам мошенники в разговоре плавно подводят к тому, чтобы человек сообщил код. Такой звонок может поступить якобы от оператора сотовой связи. Люди теряются, торопятся принять решение и выдают секретную информацию. Мошенникам нужно несколько минут, чтобы запросить кредит или получить полный доступ к данным.
- Предложения от брокеров — естественно, ненастоящих. Людей, которые интересуются финансами или инвестированием, ищут через социальные сети. Разговор складывается под видом предложения вложить деньги или просто открыть брокерский счет на выгодных условиях. Чтобы все прошло правильно, человеку предлагают установить приложение и пополнить счет. Проблемы начинаются тогда, когда люди пробуют выводить деньги.
- Онлайн-собеседования и анкеты с данными. Встречаются случаи, когда в процессе интернет-собеседования соискателю предлагают заполнить анкету — прямо в режиме реального времени. Люди нервничают, вносят данные, среди которых номера карт. «Работодатель» упоминает, что будет переводить на карту заработную плату, и, на первый взгляд, вопросов это не вызывает. Но одновременно идет запись экрана, и данные карт оказываются в руках у мошенников.
Кто чаще всего становится жертвой финансового мошенника
У Центрального Банка России есть даже обобщенный портрет человека, который чаще остальных попадает под влияние финансовых мошенников. Очень часто это:
- Женщина в возрасте от 25 до 44 лет, живущая в городе.
- У нее среднее образование и средняя зарплата.
- Чаще всего жертву находят через телефонный звонок или СМС-сообщение.
- В большинстве случаев люди сообщали мошенникам коды из сообщений или передавали все данные карты.
- Средняя сумма потери — менее 20 000 ₽.
Что делать, если мошенники все-таки списали деньги
- Как можно быстрее заблокируйте банковскую карту. Это можно сделать через приложение банка, личный кабинет на сайте или позвонив по телефону горячей линии. Он всегда напечатан на обратной стороне вашей банковской карты.
- После блокировки придите в банк и напишите заявление о том, что не согласны с транзакцией.
- Заявление о хищении денег в полицию тоже не будет лишним.
К сожалению, нет гарантий, что банк вернет деньги, если пользователь лично предоставил секретные данные мошенникам или перевел им суммы.
Как избежать мошенничества
- Никому и никогда не сообщайте паспортные данные и финансовые сведения. Личная информация — в том числе данные карты, имя ее владельца, ПИН-код или трехзначный код на обратной стороне карты, — должна быть скрыта от чужих глаз.
Сотрудники официальных органов или банков никогда не запрашивают такую информацию в телефонном разговоре.
Идеально было бы не хранить эти сведения ни в телефоне, ни в компьютере.
- Включайте критическое мышление и анализируйте входящую информацию. Центробанк не будет звонить с требованием о переводе денег на специальный или особо защищенный счет. Если звонят как будто из банка, а предложение выглядит интересным, надо перезвонить в банк самому.
- Делайте покупки только на проверенных сайтах в интернете. Некоторые из «магазинов» могут оказаться фишинговыми — то есть настроенными конкретно на кражу личных данных.
- Не забывайте обновлять антивирусные программы на компьютере и телефоне.
- Не переходите по ссылкам из интернет-писем или сообщений, чьих адресов вы не знаете. Отличить официальный адрес можно, найдя синюю галочку около названия компании в поисковой системе.
- Старайтесь как можно быстрее закончить разговор. Мошенники очень часто владеют умением убеждать. Даже если предложение кажется интересным, лучше перезвонить в банк самому.
Вывод
Мошенники, которых интересуют чужие деньги, обычно убедительны, разговорчивы и быстры. Чтобы не попасть к ним в руки и не лишиться финансов, нужно бережно относиться к личным данным и соблюдать базовые правила интернет-гигиены. Банк, скорее всего, не вернет похищенные с карты деньги, если пользователь предоставил данные сам.