Как исправить КБМ?
За каждый год безубыточного страхования водителю, вписанному в полис, полагается скидка в размере 5% от базовой премии. При этом её максимальный размер не может превышать 50%, что соответствует 13 классу «бонус-малуса».
До 2013 года, когда появилась общая база Российского союза автостраховщиков (РСА), размер скидки фактически зависел от политики компаний. Последние для привлечения клиентов могли предлагать нужный дисконт без каких-либо оснований. Если же требовалось «притормозить» продажи – информация о классе водителей проверялась по собственной базе или сведениям о страховании (документ установленной формы) от предыдущего страховщика.
Почти 10 лет автолюбители почти не обращали внимания на данный коэффициент. До появления базы РСА виновные в авариях водители спокойно меняли компанию, тем самым «очищая» свою страховую историю по «автогражданке». Всплеск интереса к КБМ пришёлся на 2015 год, когда после резкого повышения тарифов по ОСАГО влияние коэффициента на итоговую премию стало в рублёвом эквиваленте весьма заметным. С тех пор вопрос корректировки значения данной составляющей не теряет своей актуальности.
Что делать, если «пропала» скидка КБМ?
Сейчас интернет насыщен многочисленными советами о том, как восстановить утраченный класс «бонус-малус». Кто-то предлагает вернуть КБМ за установленную плату (обычно от 500 руб.); другие претендуют на «добровольное пожертвование» за проект письма в Центробанк (от 100 руб.). При этом подобные варианты вполне могут работать: они предполагают тот же алгоритм действий, который доступен любому страхователю бесплатно и ведёт к восстановлению страховой истории. Например, часто за 500 рублей за водителя просто заполняют форму запроса по восстановлению КБМ на сайте одной из страховых компаний (такие сервисы есть на сайтах РГС, Согласия, РЕСО, ВСК), после чего клиенту приходит ответ по электронной почте.
Конечно, есть и платные предложения о «восстановлении» скидки в размере большем, чем положено нормативно.
Такие услуги обычно предоставляются через недобросовестных сотрудников компаний, имеющих доступ к внутренним базам данных, которые исправляют коэффициент вручную, или через сотрудников, имеющих доступ непосредственно к базе РСА. Например, при наличии доступа к внутренней базе страховщика можно зайти в сведения по клиенту и исправить класс КБМ на максимальный. Автоматически эти сведения через некоторое время (обычно максимум через день) окажутся в общей базе РСА.
Пока тем, кто пользуется подобными сервисами, мало что грозит. Но в случае обнаружения обмана страховая компания может трактовать это как предоставление ложных сведений и применить в следующем году коэффициент нарушений (КН), что увеличивает стоимость полиса в полтора раза. Поэтому лучше рассматривать законные способы восстановления положенной скидки.
Сервис упрощенной проверки класса «бонус-малус» (Кбм+)
Сущность данного сервиса заключается в том, что через «своего» текущего или потенциального страховщика подаётся заявление на проверку страховой истории в РСА и уточнение класса «бонус-малус». Такая возможность должна предоставляться во всех страховых компаниях, работающих с «автогражданкой». Оговоримся, что на практике потенциальный страховщик (тот, к которому автолюбитель планирует обратиться за очередным полисом) чаще всего направляет клиента в компанию, оформившую предыдущий договор.
Онлайн
Многие страховщики, особенно из числа ключевых игроков рынка, реализовали соответствующий функционал на своих сайтах (мы упоминали о нём ранее) – в этом случае посещать офис не требуется. На сайте заполняется электронная форма заявления; при необходимости можно приложить копию водительского удостоверения, полиса ОСАГО. Заявлению должен быть присвоен номер, чтобы при необходимости можно было отследить статус рассмотрения.
Как правило, если все данные были указаны верно, ответ на электронную почту заявителя приходит в течение 5 рабочих дней – такой срок установлен РСА для проверки истории клиента.
При этом в базе РСА уже будет отражен верный класс. В случае если какие-то данные неверны и требуется уточнение информации, срок рассмотрения увеличивается, хотя и редко превышает месяц. Дата поступления электронного заявления должна фиксироваться в автоматизированной системе страховщика.
Личное обращение или заявление почтой
Если по каким-то причинам воспользоваться онлайн сервисом нет возможности, а также при уверенности, что причина неверного КБМ кроется в опечатке или (например) замене водительского удостоверения, можно посетить офис страховщика. Ещё один вариант – направление заявления в бумажном виде почтой с приложением копий необходимых документов. Обращаться следует в руководящее подразделение (региональный филиал страховой организации, головной офис). Впрочем, иногда обращение принимают и в «неуполномоченных» точках – например, в качестве проявления лояльности.
Если дело в опечатке, её могут исправить буквально за день.
Пожалуй, нет смысла требовать у принимающего заявление сотрудника назвать виновного в ошибке: определить такового крайне затруднительно, а исправление коэффициента данная информация вряд ли ускорит.
Если страховщик не помог
Отметим, что обращение напрямую в РСА в большинстве ситуаций оказывается менее эффективным: в ответ приходит рекомендация обратиться в «свою» страховую компанию. Если длительное время нет ответа от страховщика, закономерно будет попробовать обратиться в Центробанк, как надзорный орган.
Какой-то особой формы обращения или заявления в ЦБ нет – надзорный орган обязан рассматривать все поступающие письма, в том числе по КБМ.
Конечно, ограничиваться парой общих фраз не стоит: нужно подробнее указать, в каких страховых компаниях, по каким полисам была застрахована автогражданская ответственность, указать ФИО, даты рождения, водительские удостоверения. Тогда вопрос решится быстрее.
Заявление в ЦБ можно подать письменно или через интернет-приемную (из списка причин обращения выбрать «Неверное применение КБМ»). В некоторых регионах между местным отделением ЦБ и филиалами страховщиков налажено сотрудничество в целях ускорения обработки жалоб страхователей. В рамках такого взаимодействия по устным обращениям клиентов местный ЦБ передаёт информацию в филиалы компаний, а последние стараются урегулировать поступившие заявления в максимально сжатые сроки с последующим уведомлением отделения ЦБ о результатах отработки.
Таким образом, восстановить утерянный класс бонус-малус самостоятельно не так уж сложно. Финансово это максимум связано с расходами на почтовую пересылку. Но и их можно избежать, решив вопрос посредством интернета.
У меня нет номера