Тарифный коридор при расчёте ОСАГО

На фоне значительного подорожания обязательной страховки автогражданской ответственности осталось практически незамеченным введение так называемого тарифного коридора. В чем заключается его предназначение, и почему большая часть страховых компаний не спешит опробовать это новшество на практике?

Как известно, масштабные изменения в области обязательного автострахования уже успели отразиться на расчете стоимости ОСАГО. Однако повышение цены полиса потребовалось не только для скорейшего внедрения законодательных новшеств, но и для стабилизации страхового рынка в целом. Стоит отметить, что с момента введения «автогражданки» в 2003 году размер базовых ставок ни разу не подвергался пересмотру.

Получается, что базовые тарифы, разработанные еще в 2003 году, явно не соответствовали уровню убыточности по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности, ведь за десять с лишним лет существенно увеличилась стоимость ремонта автомобилей. Таким образом, обновление методики расчета в калькуляторе ОСАГО потребовалось для решения следующих вопросов:

  1. Скорейшее внедрение ключевых изменений в законодательство.
  2. Стабилизация страхового рынка.
  3. Снижение уровня выплат.

Очевидно, что без решения перечисленных задач само существование системы обязательного автострахования находилось под большим вопросом. Следовательно, тарифы и методика их расчета действительно нуждались в скорейшем изменении. При этом специалисты Центробанка России осознавали социальную значимость «автогражданки», поэтому было принято решение о поэтапном изменении расчета страховки ОСАГО. Такой подход дал автовладельцам возможность подготовиться к предстоящему подорожанию и внести коррективы в личный бюджет.

Несомненно, со временем автолюбители по достоинству оценят законодательные новшества, призванные усовершенствовать отечественную систему обязательного страхования ответственности автовладельцев. Однако на данный момент страхователей больше интересует, как сильно изменилась методика расчета цены полиса и сколько придется заплатить за пролонгацию обязательной страховки.

Для вычисления стоимости полиса на конкретный автомобиль достаточно выполнить бесплатный онлайн расчет ОСАГО на нашем сайте. Также для этого можно воспользоваться официальным тарификатором «Российского Союза Автостраховщиков» (РСА). И в том и в другом случае автовладелец получит одинаковый результат, ведь тарифы ОСАГО устанавливаются государством, а именно Центробанком России, поэтому они могут отличатся лишь в пределах, определенных тарифным коридором.

Собственно говоря, тарифный коридор является главным новшеством, внесенным в методические рекомендации по расчету полиса ОСАГО.

Отныне у страховщиков есть возможность самостоятельно регулировать итоговую стоимость обязательной автостраховки, правда, лишь в строго определенных рамках. Для того чтобы оценить перспективы внедрения данного новшества на российском рынке, стоит более детально рассмотреть само понятие «тарифный коридор». Кроме того, это поможет выделить главные особенности упомянутого нововведения.

Предназначение тарифного коридора

Итак, что же кроется за данным определением? Все довольно просто: раньше размер базовой ставки при расчете премии по ОСАГО составлял фиксированную величину. Например, для легковых автомобилей частных лиц начальная ставка тарифа равнялась 1 980 рублям. Теперь же при вычислении итоговой цены страхового полиса для легковой машины, находящейся в собственности частника, может быть использовано любое базовое значение в пределах от 3 432 до 4 118 рублей. В дальнейшем базовый тариф необходимо умножить на применимые поправочные коэффициенты, позволяющие индивидуализировать цену ОСАГО в зависимости от различных факторов.

Иначе говоря, автостраховщики могут самостоятельно устанавливать базовую ставку при расчете ОСАГО в 2016 году. Правда, эта возможность появилась у отечественных страховых компаний еще осенью 2014 года, но тогда страховщики сочли, что стоит применять при расчете цены страховки максимальные значение базовых тарифов. Данное решение было мотивированно чрезмерно высоким уровнем убыточности. Именно поэтому российские автомобилисты не заметили каких-либо преимуществ сразу после введения тарифного коридора.

Однако последнее изменение порядка расчета ОСАГО в 2015 году создало более благоприятные условия для применения рассматриваемого новшества. Так, были значительно увеличены базовые ставки для легкового транспорта физических лиц и расширен тарифный коридор.

Получается, что страховые тарифы впервые за долгое время приведены в соответствие с уровнем убыточности страховщиков, а значит, в перспективе «автогражданка» вновь начнет приносить прибыль.

В подобной ситуации страховые компании будут вынуждены вести борьбу за лояльность автовладельцев. Следовательно, они наконец-то начнут активно использовать возможность изменения расчета в калькуляторе ОСАГО. В общем-то, в этом и заключается главное предназначение тарифного коридора. Новый порядок определения базового тарифа должен стимулировать страховые компании к рыночной конкуренции, что в будущем приведет к профессиональному росту специалистов по страхованию и улучшению качества обслуживания клиентов.

Особенности применения тарифного коридора

Несомненно, порядок определения базового тарифа заслуживает отдельного внимания. Да, страховщики вольны самостоятельно определять размер базовой ставки при расчете в калькуляторе ОСАГО. Однако прежде всего специалисты страховой компании должны решить, какой тариф будет применять на практике. Затем страховщик обязан уведомить о принятом решении Центробанк России. То есть сотрудники конкретной страховой компании не могут по собственному желанию внезапно изменить размер базового тарифа.

Также стоит отметить, что автостраховщик имеет полное право установить индивидуальное значение базовой ставки для разных населенных пунктов. Другими словами, страховая компания сможет без участия государства регулировать итоговый тариф в убыточных регионах. При этом деление регионов, городов и поселков, в которых можно установить индивидуальный базовый тариф, осуществляется в соответствии с таблицей определения территориального коэффициента.

К сожалению, на сегодняшний день нет централизованного реестра, содержащего сведения о размерах базовых ставок, применяемых той или иной компанией.

Однако не исключено, что в будущем данную информацию можно будет скачать на официальном сайте РСА или на сайте Центробанка России. А пока для наглядного примера стоит рассмотреть чисто гипотетическую ситуацию с двумя городами, в которых применяется одинаковый коэффициент территории, но сильно отличается убыточность.

Скажем, это будут Москва и Казань. В обоих городах действует одинаковый территориальный коэффициент. При этом в Москве складывается более негативная ситуация с убыточность, чем в Казани. В первом случае выполним онлайн расчёт страховки ОСАГО исходя из максимального размера базовой ставки, а во втором исходя из минимального значения тарифа. Также в расчете будут использованы следующие данные:

  • К управлению машиной допущен один водитель возрастом 29 лет со стажем 8 лет.
  • Мощность двигателя легкового автомобиля составляет 56 кВт (76 л.с.).
  • Машина принадлежит частному лицу, не занимающемуся коммерческим извозом.
  • Период использования автомобиля превышает десять месяцев.
  • У водителя третий класс бонус-малус (Кбм=1).

Таким образом, при учете всех упомянутых обстоятельств обязательное страхование ответственности обойдется столичному автовладельцу в 9 059 рублей 60 копеек. Казанский автолюбитель заплатит при равных условиях 7 550 рублей 40 копеек. Как видно, получается достаточно серьезная разница 1 509 рублей 20 копеек. Стоит отметить, что в приведенном примере фигурируют города с одинаковым территориальным коэффициентом (Кт). Если же повторить подобный онлайн расчет ОСАГО для населенных пунктов, в которых существенно отличается значение Кт, то разница вовсе окажется огромной.

Для большей наглядности стоит рассмотреть максимальную и минимальную стоимость ОСАГО в отдельных российских городах. При этом в расчете будут использованы критерии, упомянутые выше. Такой подход позволит оценить, что ждет автолюбителей в случае увеличения количества дорожных происшествий и, как следствие, страховых выплат в их регионе.

Таблица 1. Минимальная и максимальная страховая премия.

Название
населенного пункта
Максимальный
платеж, руб.
Минимальный
платеж, руб.
Разница, руб.

Мурманск9 512,587 927,921 584,66

Санкт-Петербург8 153,646 795,361 358,28

Самара7 247,686 040,321 207,36

Тольятти6 794,705 662,801 131,90

Астрахань6 341,725 285,281 056,44

Магадан3 170,862 642,64528,22

Севастополь2 717,882 265,12452,76

Также стоит заметить, что различие в результатах для разных городов объясняется зависимостью итоговой величины расчета ОСАГО от коэффициента территории. Исходя из этого, можно сделать логический вывод, что автомобилистам, проживающим в городах с низким территориальным коэффициентом, не стоит опасаться резкого повышения цены полиса за счет применения страховщиками максимального значения базового тарифа. Даже если какая-либо страховая компания решит применить максимальную базовую ставку в одном из таких городов, цена полиса увеличится в среднем на 500-600 рублей.

А вот у жителей крупных городов, территориальный коэффициент в которых превышает единицу, есть повод для беспокойства. В случае роста убыточности в их городе страховщики могут решиться на применение максимального базового тарифа, вследствие чего цена обязательной автостраховки увеличится на тысячу, а то и на полторы тысячи рублей. Однако пока и приведенный ранее пример, и прочие умозаключения являются только теорией. На сегодняшний день трудно спрогнозировать, как именно поступят андеррайтеры страховой компании при увеличении убыточности в конкретном городе или поселении. Возможно, они просто установят в данном населенном пункте максимальную стоимость «автогражданки», а может предпримут какие-то другие меры.

Расчет ОСАГО в разных компаниях

Как уже было сказано, тарифный коридор был введен для создания конкуренции среди отечественных автостраховщиков. Выходит, что действующие правила расчета позволяют страховым компаниям в определенных рамках самостоятельно определять исходный размер тарифа. Потому интересно понять, какую базовую ставку применяют на практике ведущие страховщики в Москве. Правда, собрать такую информацию крайне сложно, ведь обычно сотрудники страховых компаний неохотно идут на контакт даже со страхователями. К счастью, сегодня можно без труда найти нужные сведения в интернете. Например, для расчета ОСАГО в «Росгосстрахе» достаточно посетить сайт данной компании. Поэтому для поиска информации о размерах базовой ставки лучше всего воспользоваться официальными страницами страховщиков в сети.

Стоит отдельно упомянуть, что в Таблице 2 отсутствуют некоторые крупные отечественные страховые компании. В настоящий момент они продолжают свою деятельность, но более не занимаются обязательным страхованием ответственности автовладельцев. Например, из таблицы была исключена компания «Альянс» (бывшая «РОСНО»), которая больше не занимается реализацией полисов ОСАГО. Кроме того, не удалось получить достоверные данные о порядке применения базовой ставки в компании «МАКС», так как на официальном сайте страховщика отсутствует какая-либо информация по данному вопросу.

Таблица 2. Базовый тариф в ведущих страховых компаниях.

Название компанииРазмер базовой
ставки*, руб.
Уровень выплат
за 2014 год**

ВСК4 11861%

Ингосстрах3 43259%

Согласие4 11866%

АльфаСтрахование4 11874%

УралСиб4 11860%

Согаз4 11830%

МСК4 118386%

Ренессанс3 43268%

РЕСО360447%

Росгосстрах4 11851%

* – для легковых машин физических лиц, прописанных в Москве.

** – указанные цифры могут содержать некоторую погрешность.

Вполне логично, что страховые компании с высоким уровнем убыточности стремятся применять в формуле расчета ОСАГО максимально возможное значение базового тарифа. Например, уровень выплат компании «МСК» превысил все разумные пределы, потому решение страховщика о применении верхнего порога базовой ставки выглядит обоснованным. Однако такое же решение приняли и компании, показавшие приемлемый финансовый результат.

Из всех упомянутых автостраховщиков лишь компании «Ингосстрах» и «Ренессанс» используют при расчете стоимости ОСАГО минимальное значение базовой ставки. Стоит отдельно отметить, что измененная начальная ставка применятся компанией «РЕСО», андеррайтеры которой установили тарифа на уровне 3 604 рублей. Остальные страховые компании предпочитают продавать столичным автовладельцам полисы ОСАГО по максимальной цене.

Почему же, несмотря на значительное увеличение тарифов, страховщики продолжают использовать при расчете страховки ОСАГО предельное значение начального тарифа? Если проанализировать последние изменения в области обязательного автострахования, ответ становится очевиден. С апреля 2015 года существенно возросла страховая сумма за причинение вреда здоровью и жизни, а размер возмещения за травмы отныне рассчитывается по таблице выплат, что крайне невыгодно для страховщиков. Таким образом, на сегодняшний день практически невозможно спрогнозировать убыточность по договорам ОСАГО.

Кроме того, на решение страховых компаний относительно размера базовой ставки повлияли такие законодательные новшества, как снижение максимально допустимого процента износа машины и введение единого справочника стоимости запасных частей. Данные факторы естественным образом увеличивают размер средней выплаты, что впоследствии отражается на итоговой статистике убыточности автостраховщиков.

Расчет ОСАГО в регионах

Региональная тарифная политика отечественных страховых компаний практически не отличается от столичной. Правда, в отдельных городах и поселениях некоторые страховщики все-таки решили применять при страховании частного легкового автотранспорта минимальное значение базового тарифа. Например, расчёт страховки ОСАГО в «Росгосстрахе» показывает, что ведущая отечественная страховая компания применяет в отдельных населенных пунктах наименьшее значение базовой ставки.

Однако в большинстве регионов отечественные автостраховщики предпочли установить максимальный начальный тариф при расчете ОСАГО. Вероятнее всего, со временем методические пособия страховых компаний подвергнутся изменениям. Правда, пока сложно сказать, когда именно стоит ждать пересмотра тарифной политики страховщиков и как сильно могут измениться установленные ими базовые ставки.

Экономия при расчете ОСАГО

Из приведенных выше примеров видно, что крупные страховые компании решили установить максимально возможный базовый тариф практически во всех регионах, включая столичный. В связи с этим у автовладельцев может возникнуть вопрос, как обстоит дело со стоимостью «автогражданки» в небольших региональных компаниях без разветвленной филиальной сети. Теоретически, такие автостраховщики должны быть более заинтересованы в привлечении клиентов, а значит при обращении в одну из таких компаний страхователь может купить ОСАГО по более выгодной цене.

Однако на деле тарифная политика региональных страховщиков практически не отличается от политики крупных федеральных компаний. При этом стоит отметить, что на страховом рынке всегда найдутся организации, занимающиеся демпингом. Такие автостраховщики не только предлагают повышенное комиссионное вознаграждение своим агентам, но и готовы продать полис ниже минимально допустимой стоимости.

Естественно, крайне нежелательно покупать страховку в компании с сомнительной репутацией, даже если это гарантирует автовладельцу сиюминутную финансовую выгоду.

В дальнейшем подобное приобретение сулит лишь потерянные деньги, время и нервы. Потому все же лучше производить расчет в калькуляторе ОСАГО «Росгосстраха», «Ингосстраха», «РЕСО» или другой крупной федеральной компании. Приобретение полиса в одной из таких организаций гарантирует автовладельцу, что он не станет жертвой обмана, купив поддельный или недействительный бланк. Конечно же, если оформление обязательной автостраховки происходит в одном из офисов страховщика.

Многие автолюбители могут возразить и отметить, что федеральные страховые компании допускают многочисленные мелкие нарушения закона, такие как навязывание дополнительных услуг или занижение размера выплаты. Действительно, попытки совместить продажу ОСАГО и других видов страхования уже порядком надоели и страхователям, и государственным органам, в которые поступают многочисленные жалобы на страховщиков. Однако есть надежда, что с изменением порядка расчета в калькуляторе ОСАГО в 2016 году упомянутая проблема уже отпала. Повышение тарифов должно мотивировать крупные компании к отказу от навязывания разного рода услуг при продаже «автогражданки». Кроме того, летом 2015 года начались продажи электронных полисов ОСАГО, то есть автостраховщики лишились возможности принудить автовладельца к покупке полиса страхования жизни или какого-либо имущества.

Возвращаясь к вопросу занижения размера выплаты по «автогражданке» необходимо заметить, что с декабря 2014 года данная проблема вовсе потеряла актуальность. Теперь все независимые эксперты используют при определении стоимости восстановительно ремонта унифицированные справочные материалы «Российского Союза Автостраховщиков». То есть отныне результаты расчетов двух разных экспертов будут совпадать. Кроме того, потерпевшие всегда могут перепроверить цены на запчасти и стоимость нормо-часа на официальном сайте РСА.

Стандартная скидка

Получается, что погоня за сиюминутной выгодой может привести автовладельца к большим неприятностям. Поэтому при онлайн расчете ОСАГО в 2016 году стоит вспомнить о существовании скидки за безубыточное страхование. Пожалуй, это единственный разумный способ экономии на обязательной автостраховке, тем более, что максимальный размер скидки за безубыточность составляет пятьдесят процентов. Правда, достаточно сложно накопить такой бонус, ведь за каждый год без аварий страхователю полагается лишь пятипроцентная скидка.

К тому же после введения АИС ОСАГО не прекращается поток жалоб на страховщиков, которые по неизвестным причинам не передали в единую базу данных информацию о скидках своих клиентов. Чаще всего такая проблема встречается при расчете ОСАГО в «Росгосстрахе», «Согласии» и некоторых других крупных компаниях. Однако нужно учесть, что единая информационная система существует не так давно, поэтому порой потеря сведений о скидке конкретного водителя является следствием технических неполадок, а не злого умысла страховщиков.

Несомненно, со временем программа АИС будет усовершенствована, вследствие чего естественным образом разрешится проблема с неверным отображением класса бонус-малус при определении цены страховки. Также на работе упомянутой программы должно положительно сказаться введение электронных полисов ОСАГО. А пока можно лишь пожелать страхователям более внимательно подходить к выбору автостраховщика и следить за изменениями.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также