ОНФ: Регулятор должен проверить соблюдение банками закона о кредитных каникулах

Граждане жалуются в ОНФ на многочисленные нарушения со стороны банков при оформлении ипотечных и кредитных каникул. По результатам их анализа эксперты Фронта обратились в Центробанк с просьбой проверить работу кредиторов. Глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута получил соответствующее письмо ОНФ.

Больше всего заёмщиков жалуются на то, что банк «теряют» их заявки. Другие наиболее распространённые причины для обращений за помощью – это навязывание собственных программ, условия которых сильно отличаются от предусмотренных законом № 106, и отказы на заявления граждан, которые просят отменить невыгодные программы рассрочки. Все эти действия лишают заёмщиков законного права на временное снижение долговой нагрузки, тогда как их доходы не позволяют вносить платежи в полном объёме.

Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева подчёркивает, что «должной реакции правоохранительных и надзорных органов на массовые нарушения прав потребителей финуслуг» нет. При этом о проблемах, которые носят массовый характер, между банками и заёмщиками сообщают также и СМИ. ОНФ передал собранную информацию в Центробанк и ожидает «справедливого решения по отношению к гражданам».

Эксперты Фронта обращают внимание на несколько важных моментов. Во-первых, федеральный закон № 106 закрепляет за потребителями безусловное право выбора срока рассрочки и временное изменений условий договора потребительского и ипотечного кредитования. Во-вторых, закон предусматривает упрощённый порядок оформления кредитных каникул, в том числе по телефону. При этом никаких исключений для кредиторов в законе нет.

Собственные программы рефинансирования значительно отличаются от кредитных каникул, предусмотренных законом № 106. Помимо всего прочего (ставки, срока, дополнительных комиссий и другого срока) отличается и порядок оформления такой рассрочки. В частности, в соответствии со статьёй 452 ГК РФ кредитор и клиент должны подписать дополнительное соглашение, то есть дистанционно оформить можно только кредитные каникулы.

Также в ОНФ рассказали о «забывчивости» банков. Принятые по телефону заявки не обрабатываются, когда же клиенты начинают волноваться, оказывается, что их обращений в базе нет. Доказать факт оформления заявки клиент не может. ОНФ подчёркивает, что это сформировало «презумпцию виновности» заёмщика, когда гражданин обязан доказать то, что банк уклоняется от исполнения закона.

Нередко случается и так, что банк принимает положительное решение, однако оформляет не кредитные каникулы, а рефинансирование, не знакомя клиента с новыми условиями кредитования. Обо всех изменениях заёмщик узнает по факту. При этом отказаться от «милости» кредитора уже не может.

ОНФ настаивает на проверке деятельности банков в части исполнения ими требований федерального закона № 106. Лазарева рассчитывает на применение в отношении нарушителей «адекватных мер надзорного реагирования».

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.