ОНФ: Регулятор должен проверить соблюдение банками закона о кредитных каникулах
Граждане жалуются в ОНФ на многочисленные нарушения со стороны банков при оформлении ипотечных и кредитных каникул. По результатам их анализа эксперты Фронта обратились в Центробанк с просьбой проверить работу кредиторов. Глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута получил соответствующее письмо ОНФ.
Больше всего заёмщиков жалуются на то, что банк «теряют» их заявки. Другие наиболее распространённые причины для обращений за помощью – это навязывание собственных программ, условия которых сильно отличаются от предусмотренных законом № 106, и отказы на заявления граждан, которые просят отменить невыгодные программы рассрочки. Все эти действия лишают заёмщиков законного права на временное снижение долговой нагрузки, тогда как их доходы не позволяют вносить платежи в полном объёме.
Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева подчёркивает, что «должной реакции правоохранительных и надзорных органов на массовые нарушения прав потребителей финуслуг» нет. При этом о проблемах, которые носят массовый характер, между банками и заёмщиками сообщают также и СМИ. ОНФ передал собранную информацию в Центробанк и ожидает «справедливого решения по отношению к гражданам».
Эксперты Фронта обращают внимание на несколько важных моментов. Во-первых, федеральный закон № 106 закрепляет за потребителями безусловное право выбора срока рассрочки и временное изменений условий договора потребительского и ипотечного кредитования. Во-вторых, закон предусматривает упрощённый порядок оформления кредитных каникул, в том числе по телефону. При этом никаких исключений для кредиторов в законе нет.
Собственные программы рефинансирования значительно отличаются от кредитных каникул, предусмотренных законом № 106. Помимо всего прочего (ставки, срока, дополнительных комиссий и другого срока) отличается и порядок оформления такой рассрочки. В частности, в соответствии со статьёй 452 ГК РФ кредитор и клиент должны подписать дополнительное соглашение, то есть дистанционно оформить можно только кредитные каникулы.
Также в ОНФ рассказали о «забывчивости» банков. Принятые по телефону заявки не обрабатываются, когда же клиенты начинают волноваться, оказывается, что их обращений в базе нет. Доказать факт оформления заявки клиент не может. ОНФ подчёркивает, что это сформировало «презумпцию виновности» заёмщика, когда гражданин обязан доказать то, что банк уклоняется от исполнения закона.
Нередко случается и так, что банк принимает положительное решение, однако оформляет не кредитные каникулы, а рефинансирование, не знакомя клиента с новыми условиями кредитования. Обо всех изменениях заёмщик узнает по факту. При этом отказаться от «милости» кредитора уже не может.
ОНФ настаивает на проверке деятельности банков в части исполнения ими требований федерального закона № 106. Лазарева рассчитывает на применение в отношении нарушителей «адекватных мер надзорного реагирования».