Главные финансовые события недели: топ-10 на 12–18 июля

  1. Семьи с детьми могут освободить от уплаты налога при продаже жилья. Президент РФ Владимир Путин поручил проработать поправки, освобождающие семьи с детьми от уплаты подоходного налога (НДФЛ) при продаже жилья. Об этом говорится в перечне поручений, опубликованном на сайте Кремля. «Обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих освобождение семей с двумя и более детьми от уплаты налога на доходы физических лиц при продаже жилого помещения, находящегося в собственности менее пяти лет, в случае направления в течение календарного года полученных от его продажи средств на покупку иного жилого помещения в целях улучшения жилищных условий», — говорится в документе. Доклад по этому вопросу необходимо представить до 1 ноября, а затем предоставлять один раз в год. Напомним, что сейчас при продаже жилья, находящегося в собственности менее пяти лет, уплачивается подоходный налог в 13%.
  2. Россиянам стало сложнее купить автомобиль в кредит. Банки стали чаще отказывать в кредитах покупателям автомобилей, пишет РБК со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй. В июне было одобрено всего 36,9% заявок — это на 2,3% меньше, чем в прошлом месяце. При этом самое большое число отказов наблюдалось в апреле прошлого года — тогда банки одобряли 27,1% заявок на кредиты. Для сравнения: в апреле этого года автокредит выдавался банками почти в каждом втором случае. Эксперты считают, что среди причин — третья волна пандемии и рост запросов на займы для подержанных авто на фоне дефицита новых машин. По словам директора по развитию розничного бизнеса «РГС Банка» Марины Дембицкой, потребители стали чаще покупать машины с пробегом, а банки наибольшее число требований в своих скоринговых моделях выдвигают именно к подержанным автомобилям, поэтому, с одной стороны, кредитов выдано больше, но и число отказов увеличилось. Директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин полагает, что банки просто ждут перезапуск льготной программы кредитования (на льготные автокредиты планируется направить 5 млрд руб. в августе 2021 года) и до этого момента стараются не наращивать долю одобряемых заявок. А директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов уверен, что причиной всему — обострение ситуации с пандемией. «В случае ускорения вакцинации и, как следствие, снижения числа заболевших банки будут повышать уровень одобрения», — говорит он. При этом в ряде банков не отмечают роста отказов по заявкам. Например, резкого падения уровня одобрения автокредитов не видит «Росбанк Авто», который на начало 2021 года занимал среди российских банков второе место по размеру выданных займов. В ВТБ одобрения по автокредитам в июне 2021 года сохранились на уровне около 50%, что в целом соответствует значениям как предыдущих месяцев, так и июня 2020 года.
  3. Россиян предупредили о новых способах обмана со стороны банков и МФОБанки и микрофинансовые организации начали начислять проблемным заемщикам незаконные платежи. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на Банк России. В регуляторе пояснили, что среди нарушений отмечены, в частности, различные комиссии, которые не указаны в индивидуальных условиях договора. ЦБ подчеркивает, что подобные меры являются нарушением законодательства о потребительском кредитовании. Центробанк отмечают, что схемы могут быть разными — как разовые платежи, так и периодические. Сейчас установлено жесткое ограничение: в случае с кредитами размер неустойки за каждый день просрочки не может быть более 20% годовых, поделенных на количество дней в году, или более 0,1% за каждый день. Итог зависит от того, начисляются ли проценты на сумму долга за время нарушения обязательств. «Но в обоих случаях платеж рассчитывается только от суммы просроченного долга и процентов, а не от всей оставшейся суммы кредита или займа», — подчеркнули в пресс-службе ЦБ. В то же время регулятор отметил случаи, когда платежи или комиссии взимались за сам факт образования просрочки. При этом в тот же момент начислялась неустойка в 20% годовых. Кроме того, ряд кредиторов увеличивал размер процентов за неоплату очередного платежа и при этом еще начисляли неустойку.
  4. Кибермошенники активизировались в связи с новыми выплатами на школьников. С момента объявления о выплатах на школьников к новому учебному году активность кибермошенников выросла в несколько раз. Только за первую половину июля было выявлено 170 фейковых сайтов, рассказал директор блока экспертных сервисов компании BI.ZONE Евгений Волошин. По его словам, сайтов, посвященных исключительно выплатам семьям с детьми школьного возраста, пока не выявлено. Однако на найденных специалистами страницах мошенники в целом акцентируют внимание на получении денежной компенсации от государства, пишет «РИА Новости». Злоумышленники показывают, сколько якобы доступно денежных компенсаций, указывают точную сумму выплат и предлагают связаться с юристом фейковой организации для начисления денег. Волошин отметил, что мошенническая схема может развиваться по нескольким сценариям. Один из них — воровство данных карты пользователя при их вводе на фишинговом ресурсе. Второй — когда жертву просят оплатить небольшую комиссию под различными предлогами. «Естественно, после оплаты комиссии денег пользователю никто не выплатит», — отметил эксперт. Напомним, о новых мерах поддержки сообщил президент Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию. С 16 августа выплаты в размере 10 тыс. руб. начнут получать семьи, где есть дети в возрасте от 6 до 18 лет. Заявки подало уже более восьми миллионов семей. В «СберБанке» ранее предупредили, что телефонные мошенники, которые «пытаются перевернуть и использовать» любые выплаты от государства, могут устроить атаку на россиян. Специалисты готовятся к наплыву звонков от граждан для консультаций по выплатам на школьников.
  5. В ЦБ рассказали о недобросовестных практиках возврата денег за страховку. Центробанк выявил случаи, когда при полном расторжении страхового договора клиенту возвращают часть премии только по одному из рисков — тому, который в кредитном договоре был связан с обеспечением обязательств заемщика. «Например, граждане жаловались на отказы в возврате премии по рискам потери доходов и появления тяжелых заболеваний, потому что в договоре они не относились к застрахованным для выплат по кредиту», — говорится в сообщении регулятора. Банк России считает такие практики недопустимыми и допускает, что заемщик, который досрочно погасил кредит, имеет право на получение части страховой премии по всем рискам, покрываемым страховкой. Исключения могут быть, только если произошел страховой случай. Регулятор направил разъяснения по этому поводу страховщикам, указав на нарушения прав и законных интересов потребителей.
  6. Малому и среднему бизнесу вернут комиссию за использование СБП. Правительство приняло решение выделить средства для возмещения малому и среднему бизнесу комиссии за использование системы быстрых платежей (СБП). Об этом сообщил на брифинге глава Минэкономразвития Максим Решетников. Он пояснил, что благодаря быстрым платежам деньги от продаж будут поступать напрямую на счета предпринимателей, а комиссия за услуги, установленная Банком России, составит не более 0,7% от суммы проданного товара или услуги. Минэкономразвития ежемесячно будет предоставлять субсидию банкам для компенсации, уплаченной предпринимателями комиссии. В течение 20 дней ведомство будет проверять поступившую информацию и проводить переводы банкам. У кредитных организаций будет пять рабочих дней на дальнейшее перечисление субсидии предпринимателям. Решетников добавил, что на этой неделе ведомство начнет сбор заявок от банков, планирующих участвовать в программе. Сейчас сервисом быстрых платежей пользуется 81 тыс. субъектов МСП. К системе подключено 195 банков, 50 из которых работают с бизнесом.
  7. В Совфеде предложили ограничить плавающие ставки по потребкредитам. В России могут запретить применять переменную процентную ставку по некоторым категориям договоров потребительского кредитования, в том числе ипотечным. Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев сообщил 12 июля, что подготовил такой законопроект. Документ разработан во исполнение перечня поручений президента Владимира Путина по итогам совещания о ситуации в банковской сфере. Речь идет о случаях, когда сумма предоставленного потребкредита либо сумма обязательства по нему не превосходит минимальный размер кредита, который установлен кабмином по согласованию с Центробанком с учетом региональных особенностей. Также запрет распространяется на договоры, заключенные на срок, превышающий 20 лет, и на срок, не превышающий один год.
  8. Мошенники придумали новую схему обмана с «личным страховым агентом». Мошенники усложнили стандартную схему обмана граждан со звонком от имени службы безопасности банка, во время которого клиентов убеждают в угрозе средствам и необходимости срочно перевести их на «безопасный» счет. Об этом «Известиям» рассказали в компании DLBI, которая специализируется на кибербезопасности. Злоумышленники предлагают россиянам обратиться к «личному страховому агенту», контакты и реквизиты которого якобы указаны в договоре. Поскольку документа обычно нет под рукой, преступники называют имя и номер сообщника, которому клиент перезванивает самостоятельно. Тот подтверждает, что деньги в опасности, а также что реквизиты «безопасного» счета корректны. «Преступники уходят от использования информации о счетах жертв, которая значительно подорожала на черном рынке, стараясь придумать скрипт, требующий только паспортных данных, базы которых можно не только дешево купить, но и во многих случаях найти бесплатно», — отметил основатель сервиса DLBI Ашот Оганесян. Об обмане с «личным страховым агентом» также известно в компании «Инфосистемы Джет» и банке ВТБ. В ЦБ сообщили, что это одна из многих схем, используемых мошенниками.
  9. Банки смягчают условия по выдаче кредитов. В крымском РНКБ и «Абсолют Банке» снизили ограничения для заемщиков по ипотеке. Например, в первом жилищный кредит позволили оформлять молодым людям с 18 до 21 года и в качестве созаемщиков пенсионерам с 70 до 75 лет. Кроме того, в финансовой организации убрали ограничение на количество таких займов на человека, отменили требование по общему стажу работы и снизили обязательный период пребывания на последнем месте трудоустройства с шести до трех месяцев. Эти послабления позволили повысить объем выдачи ипотеки на 94% в июне этого года по сравнению с аналогичным месяцем 2020-го до 3,3 млрд руб., считают в компании. В «Абсолют Банке» также повысили максимальный возраст для созаемщика с 65 до 70 лет. Упростили выдачу кредитов и в других крупнейших банках: например, в ВТБ минимальный возраст для оформления займа наличными снизили с 21 до 18 лет, в ПСБ для потребительских ссуд планку опустили с 23 до 21 года, а в «СберБанке» смягчили условия по числу полученных на последнем месте работы зарплат. При этом в ЦБ отметили увеличение долговой нагрузки россиян, так как объемы кредитования росли быстрее доходов населения. Показатель увеличился с 11,6 до 11,9% за три месяца к апрелю 2021 года, рассказали в пресс-службе Банка России. Смягчение условий означает готовность ряда банков пойти на риск, однако снижение минимального возраста заемщика до 18 лет может нести опасность для клиента, так как долгосрочный кредит способен ухудшить финансовое положение такого заемщика в будущем, уверен эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
  10. Мошенники научились узнавать данные о счетах в банках через голосовых помощников. Мошенники начали получать доступ к номерам карт и остаткам по счетам клиентов банков с помощью голосового помощника. Об этом газете «Известия» рассказали эксперты по кибербезопасности, информацию подтвердили клиенты «СберБанка». Уточняется, что еще в минувшем году Центробанк предупреждал кредитные организации о подобных рисках после случая в одном из банков. В настоящее же время поступают жалобы от граждан. Например, 12 июля клиенту «СберБанка» Александру позвонили якобы из службы безопасности банка и сообщили о мошеннических действиях с его картой. При этом злоумышленник обладал рядом сведений о финансах потерпевшего, включая последние цифры карт и остатки по счетам. Сам Александр подчеркнул, что в случае звонка в «СберБанк» с подменой номера телефона на тот, который привязан к одной из карт организации, голосовой помощник без дополнительных запросов озвучит последние четыре цифры номера карты и остаток на ней. Эксперимент газеты «Известия» подтвердил данный факт. При этом в «СберБанке» сообщили изданию, что подобной проблемы обнаружено не было. Ряд других банков рассказал о способах узнать указанную информацию. Например, «Росбанк» требует звонок от клиента с его номера телефона, прохождение по звуковому меню и введение части номера карты. В крымском РНКБ робот-ассистент передает данные о сумме средств на карте, если клиент звонит с доверенного номера телефона, который сам указывал в банке, при условии ввода части реквизитов карты. «Тинькофф», в свою очередь, использует различные способы проверки в зависимости от ситуации.

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.