Центробанк зафиксировал рост числа обращений по поводу кредитных историй
С января по март россияне оставили 69,6 тысячи жалоб в Центробанк, из них больше половины – 39,8 тысячи – в отношении кредитных организаций. Такие данные приводит регулятор в свежем отчёте обращений.
Общее число претензий выросло на 2,2% (или полторы тысячи), на кредитные организации – на 4,6%, причём в основном за счёт увеличения жалоб на кредитные истории в БКИ и на депозиты. При этом на ипотечное кредитование число обращений снизилось почти на 38%, что напрямую связано со снижением процентной ставки по жилищным кредитам и более старательным исполнением банками программ по реструктуризации задолженности. Чаще всего потребители жалуются на потребительское кредитование (поступило всего 38% претензий).
На МФО пожаловались 6,8 тысяч россиян (прирост за год превысил 33%), больше половины из них – на действия кредиторов по взысканию просрочки. На втором месте по объёму претензий (22%) – жалобы на превышение размера начисленных процентов сверх установленного законом лимита.
На субъекты коллективных инвестиций пожаловались 500 граждан (за минувшие 12 месяцев доля таких обращений снизилась на 19%), из них 68% – на переоформление счетов в негосударственные пенсионные фонды против их воли и согласия. Часть потребителей в результате таких действий потеряли инвестиционный доход.
На проблемы с кредитной историей поступление претензий резко возросло в феврале, после того как у граждан появилась возможность отправлять запрос в Центральный каталог кредитных историй через портал Госуслуг. Всего за три месяца регулятор насчитал 3,5 тысячи обращений, из них в феврале – 1,7 тысячи.
Благодаря помощи регулятора потребители финансовых услуг получили от банков в качестве возврата излишне уплаченных средств или перерасчёта текущей задолженности 12 млн рублей, от МФО – 3,2 млн рублей. За первый квартал 2019 года Центробанк направил 98 рекомендательных писем и провёл 25 надзорных встреч