Бесценные кадры: сколько вы стоите на рынке труда?
«Доход озвучим после собеседования», «зарплата на уровне рынка» или «оплату обсудим с успешным кандидатом» — эти фразы в описаниях вакансий многих ставят в тупик. Во-первых, непонятно, на что рассчитывать и стоит ли тратить время. А во-вторых, как не продешевить или не заломить слишком высокую зарплату, отпугнув потенциального работодателя?
Почему важно ценить свой труд
Зарплатные ожидания есть у каждого, но не всегда они строятся на объективных данных. Кто-то привык из года в год работать за один и тот же оклад и боится просить больше. Кто-то просто не знает, сколько стоят его квалификация и опыт, ориентируясь на зарплату знакомых. Итог один: вы получаете гораздо меньше, чем могли бы. Со временем даже у самых лояльных и вовлеченных сотрудников низкая оплата может привести к падению мотивации, а вслед за этим — к полному выгоранию.
Вот несколько способов, которые помогут понять, на что вы можете рассчитывать.
Шаг 1: провести исследование
Для этого можно пройтись по сайтам с вакансиями, чтобы получить представление о минимальной, средней и максимальной зарплате, а также опыте, которого ожидают работодатели за ту или иную сумму.
Помимо этого, некоторые сайты публикуют специальные исследования по динамике зарплат по тем или иным специальностям. Это поможет понять, на сколько вырос средний доход ваших коллег и на что вы можете претендовать, если захотите сменить работу.
Помимо открытых источников, можно опросить коллег из вашей или других компаний — лично или на тематических ресурсах. Например, дизайнеры делятся опытом на habr.ru, Behance, Dribbble и других площадках. Но, во-первых, выборка вряд ли будет большой и показательной. Во-вторых, данными о своих доходах готовы делиться далеко не все. А иногда сотрудник просто не имеет права разглашать такие сведения, потому что подписал соответствующее соглашение — NDA.
Шаг 2: оценить свой опыт и знания
Ценность специалиста складывается из hard skills — то есть знаний и навыков, непосредственно связанных с его работой, — и soft skills: например, умения работать в команде, общаться с клиентами, развиваться и принимать критику. В каждом случае набор будет уникальным, но есть и базовые требования, которые предъявляют к сотрудникам на тех или иных позициях.
Например, средняя зарплатная вилка для водителей в Москве — от 50 000 до 200 000 рублей.
Шаг 3: оценить вложенные ресурсы
Ваша ценность в глазах работодателя не исчерпывается только лишь образованием, навыками и опытом работы. Чтобы развиваться в профессии, люди обучаются новым навыкам, изучают иностранные языки, проходят стажировки в крупных компаниях, участвуют в тематических конференциях и хакатонах. Все это повышает вашу экспертность на фоне остальных, показывая, что у вас есть амбиции и глубокий интерес к профессии.
Скажем, начинающий копирайтер в штате может зарабатывать 40 000 – 50 000 рублей и писать простейшие тексты под требования поисковой оптимизации.
Следующий уровень — это автор со знанием английского, умеющий работать с техническими источниками и маркетинговыми исследованиями, добывая из них нужное и излагая наиболее доступным языком. За такую работу можно получать 80 000 – 100 000 рублей.
Если же вы пройдете курсы редакторов, освоите азы UX-копирайтинга, научитесь самостоятельно верстать готовые материалы в Figma, то ваш доход может вырасти до 120 000 – 150 000 рублей.
Наконец, опытный шеф-редактор, который руководит командой авторов, редакторов, дизайнеров и факт-чекеров, может зарабатывать 200 000 – 350 000 рублей в месяц.
Что еще важно учесть
На то, сколько вы стоите, влияют и внешние факторы. Например, для одной вакансии работодатель ищет дизайнера, который будет выполнять самые базовые задачи в рамках сайта, а для другой — массу дополнительных: креатив для рекламных баннеров, обработка фотографий, разработка логотипа. Во втором случае вполне справедливо просить за работу как минимум в 1,5 раза больше.
Еще один важный фактор — это ситуация на рынке труда. Если посмотреть на аналитику за последний год, видно, что спрос на определенные профессии вырос и даже приблизился к дефициту, а на другие — нет. К первым можно отнести IT и прочие технические специальности, линейный персонал в ритейле и общепите. Ко вторым — юристов, HR- и PR-менеджеров, финансистов.
Внутри профессий тоже не все однородно. Так, компании активно ищут опытных IT-специалистов уровня middle и senior, а junior никому не нужны: из-за ажиотажного спроса на онлайн-курсы рынок перенасыщен разработчиками без опыта. Все это напрямую повлияет на то, какую зарплату будут предлагать работодатели.