ВС РФ: дело о возврате страховки по кредиту

Решение в пользу заёмщика в споре со страховщиком по кредитной страховке в очередной раз принял Верховный суд. В этот раз дело касалось возврата в период охлаждения.

В 2017 году Александр Зубара оформил в банке ВТБ24 кредитный договор на 590 тысяч рублей, 99 тысяч из которых ушли на оплату полиса страхования жизни, здоровья и трудоспособности заёмщика, который кредитный менеджер буквально принудила клиента оформить.

Уже через неделю Зубара, приехав в офис банка, написал заявление на отказ от страховки, рассчитывая вернуть деньги. Страховщик указал на пункт в условиях страхования, согласно которому премия не возвращается ни при каких обстоятельствах. Мужчина решил оспорить факт существования невозвратного полиса и обратился в суд.

В иске мужчина ходатайствовал о признании недействительным включение его в число лиц, застрахованных по этой программе. Сумма его требования превышала 750 тысяч рублей (плюс штраф в размере 50% от присуждённой суммы), которые следовало взыскать солидарно с ВТБ24 и «ВТБ Страхования».

В 2018 году краснодарский райсуд частично удовлетворил иск, снизив размер компенсации морального вреда с 10 тысяч рублей до 2 тысяч, а размер неустойки – с 633,5 тысячи рублей до 99,1 тысячи рублей. В своём решении судья сослался на действующее указание Центробанка № 3854-У от 20 ноября 2015 года, согласно которому страхователь имеет право без потерь вернуть страховку в течение периода охлаждения. Условие договора о невозможности возврата премии суд признал ничтожным.

Апелляция это решение отменила. По мнению судей Краснодарского краевого суда, клиент, ставя подпись в договоре, соглашается с его условиями, а в них сказано, что деньги при досрочном отказе от страховки не возвращаются. Однако переговорные возможности сторон – заёмщика, кредитора и страховщика – не равны, слабая сторона, клиент, не может внести свои правки.


Верховный суд: если условия ущемляют права потребителя, они недействительны

Спор гражданина с банком и страховщиком рассматривался на открытом судебном заседании ВС РФ. «Тройка» под председательством Сергея Асташова напомнила содержание статьи 7 закона «О потребительском кредите»: клиент имеет право отказаться от всех «допов», которые кредитор предлагает ему при оформлении займа. Кроме того, все страховые договоры, заключённые с физлицами после 2 марта 2016 года должны соответствовать указанию ЦБ РФ № 3854-У. Так что включение пункта о невозвратности денег противоречит всем нормам. Если договор не вступил в силу, то премия возвращается клиенту в полном объёме, во всех остальных случаях – за вычетом части премии, пропорциональной периоду использования страховки.

ВС РФ вернул дело в апелляцию на новое рассмотрение. Дата пока не назначена, однако, вероятнее всего, банк и страховщик будут вынуждены не только вернуть Зубаре премию, но и пени за пользование чужими деньгами, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда.

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.