Позиция ОНФ: банки должны обосновывать отказ клиентам в предоставлении кредитных каникул

ЦБ РФ рекомендовал кредитным организациям идти навстречу клиентам и согласовывать льготные условия. Однако, так как это не обязательство, а лишь рекомендация, банки часто отказывают заёмщикам, никак не обосновывая своё решение. ОНФ настаивает на закреплении такой обязанности на законодательном уровне.

В марте Фронт открыл консультационный центр, где каждый желающий может узнать о порядке получения кредитных и ипотечных каникул. Одновременно ОНФ начал мониторинг банков по исполнению ими законов № 106-ФЗ и № 76-ФЗ. По результатам наблюдений эксперты организации пришли к выводу, что кредиторы нарушают требования законодательства, так как в нём не зафиксированы санкции за необоснованные отказы.

Помимо отказов тем гражданам, которые вполне могли бы получить льготы, ОНФ выделил ещё ряд проблем. Так, кредиторы не фиксировали обращения клиентов, «теряли» заявки и документы, не давали вовремя ответ и использовали других хитрости для действий в обход закона. Обо всех нарушениях ОНФ сообщил в Центробанк, однако тот никак не может наказать банки, поскольку в законе не предусмотрены никаких меры воздействия на нарушителей.

Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева обозначила основную проблему: это потери десятков и сотен тысяч рублей заёмщиками, которые и не думали становиться «плохими» должниками. Банки, имея все документы и делая вид, что их нет, своими действиями вынуждали граждан либо соглашаться на внутренние программы рефинансирования, либо приобретать дополнительные продукты, чтобы избежать огромных штрафов и пени.

Она считает, что навести порядок поможет только законодательно закреплённое требование к банкам объяснять причину отказа. Также ОНФ предлагает обмениваться сторонам документами через портал Госуслуг и обсудить возможность рассмотрения споров по необоснованным отказам финомбудсменом.

Активисты ОНФ во главе с зампредседателем комитета ГД РФ по контролю и регламенту Натальей Костенко подготовили соответствующий законопроект. Комментируя инициативу, Лазарева подчёркивает, что «конкретизируя потребителю причины отказа, кредитор даёт ему возможность исправить ситуацию и выбрать безопасную стратегию решения проблемы». За каждый безосновательный отказ банки будут вынуждены платить штрафы. Также ОНФ предложил регулятору рассмотреть возможность сделать механизм кредитных каникул постояннодействующим или закрепить его в законе в «спящем» режиме, чтобы была возможность оперативно активировать его в кризисной ситуации.

Лазарева обратила внимание на то, что «последние замеры потребительских настроений демонстрировали рекордно низкие показатели доверия граждан к банкам». Наведение порядка на законодательном уровне поможет восстановить уровень этого доверия.

На сайте finuslugi.ru предоставляются услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа, а также услуги ООО «МБ Маркетплейс», организации, не являющейся оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2020 №211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Услуги оператора финансовой платформы ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».

Группа «Московская Биржа» - ПАО Московская Биржа и юридические лица, находящиеся под прямым или косвенным контролем ПАО Московская Биржа.