Позиция ОНФ: банки должны обосновывать отказ клиентам в предоставлении кредитных каникул
ЦБ РФ рекомендовал кредитным организациям идти навстречу клиентам и согласовывать льготные условия. Однако, так как это не обязательство, а лишь рекомендация, банки часто отказывают заёмщикам, никак не обосновывая своё решение. ОНФ настаивает на закреплении такой обязанности на законодательном уровне.
В марте Фронт открыл консультационный центр, где каждый желающий может узнать о порядке получения кредитных и ипотечных каникул. Одновременно ОНФ начал мониторинг банков по исполнению ими законов № 106-ФЗ и № 76-ФЗ. По результатам наблюдений эксперты организации пришли к выводу, что кредиторы нарушают требования законодательства, так как в нём не зафиксированы санкции за необоснованные отказы.
Помимо отказов тем гражданам, которые вполне могли бы получить льготы, ОНФ выделил ещё ряд проблем. Так, кредиторы не фиксировали обращения клиентов, «теряли» заявки и документы, не давали вовремя ответ и использовали других хитрости для действий в обход закона. Обо всех нарушениях ОНФ сообщил в Центробанк, однако тот никак не может наказать банки, поскольку в законе не предусмотрены никаких меры воздействия на нарушителей.
Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева обозначила основную проблему: это потери десятков и сотен тысяч рублей заёмщиками, которые и не думали становиться «плохими» должниками. Банки, имея все документы и делая вид, что их нет, своими действиями вынуждали граждан либо соглашаться на внутренние программы рефинансирования, либо приобретать дополнительные продукты, чтобы избежать огромных штрафов и пени.
Она считает, что навести порядок поможет только законодательно закреплённое требование к банкам объяснять причину отказа. Также ОНФ предлагает обмениваться сторонам документами через портал Госуслуг и обсудить возможность рассмотрения споров по необоснованным отказам финомбудсменом.
Активисты ОНФ во главе с зампредседателем комитета ГД РФ по контролю и регламенту Натальей Костенко подготовили соответствующий законопроект. Комментируя инициативу, Лазарева подчёркивает, что «конкретизируя потребителю причины отказа, кредитор даёт ему возможность исправить ситуацию и выбрать безопасную стратегию решения проблемы». За каждый безосновательный отказ банки будут вынуждены платить штрафы. Также ОНФ предложил регулятору рассмотреть возможность сделать механизм кредитных каникул постояннодействующим или закрепить его в законе в «спящем» режиме, чтобы была возможность оперативно активировать его в кризисной ситуации.
Лазарева обратила внимание на то, что «последние замеры потребительских настроений демонстрировали рекордно низкие показатели доверия граждан к банкам». Наведение порядка на законодательном уровне поможет восстановить уровень этого доверия.