Неожиданные ситуации с картами: что делать?
Всё больше операций мы совершаем по карте и всё реже расплачиваемся наличными. Иногда происходят неожиданные ситуации. Например, внезапная блокировка или двойное списание. Что делать и как подстраховаться, расскажем далее.
Карта не читается
У каждой карты есть срок действия. Как правило, пластик выпускают на 3-5 лет. После этого утилизируют и делают новый. Это связано с тем, что карта спустя время приходит в негодность. На деле такое может случиться не через 3 или 5 лет, а раньше. Например, из-за неаккуратного обращения, очень частого использования, контакта с другими картами (размагничивания). В результате однажды ничего не подозревающий владелец пластика сталкивается с тем, что не может оплатить покупку на кассе. Ему говорят, что карта не читается.
В этом случае нужно подать заявление о перевыпуске карты. В разных банках по разным продуктам это может быть платно или бесплатно. Учитывайте также, что на перевыпуск уходит время.
Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, всегда имейте с собой запас наличных. Также можно подключить карту к системе платежей через мобильный (например, Apple Pay). В этом случае пластик вообще не нужно носить с собой.
Деньги списали дважды
Иногда за одну и ту же операцию банк списывает плату дважды. Это технический сбой. Чтобы контролировать такие моменты, подключите СМС-информирование. Свяжитесь с банком и сообщите об ошибке. Можно сделать это через колл-центр или мобильное приложение.
Проверка может занять несколько дней, после чего деньги вернутся на счёт.
Подстраховаться от таких случаев невозможно, поскольку ошибка на стороне банка. Но лучше сохранять бумажные чеки после покупок хотя бы пару дней.
Банкомат не выдал деньги, но со счёта их списали
Если уведомление о списании пришло, но деньги на руки вы так и не получили, скорее всего произошёл сбой системы. Банкоматы нередко зависают. В таком случае свяжитесь с оператором, позвонив по номеру, указанному на банкомате, сообщите ФИО и номер устройства. Получить деньги сразу же не удастся. Вероятно, придётся идти в банк и писать заявление.
Деньги пересчитают при очередной инкассации и вернут на счёт.
Не волнуйтесь. Факт того, что деньги так и не выдали, можно подтвердить, просмотрев запись с камеры. Видеоустройства установлены в каждом банкомате.
Деньги «зависли» при оплате в магазине
Иногда деньги «зависают» в самый неподходящий момент – например, когда владелец карты стоит в магазине на кассе. То есть списываются со счёта клиента, но до магазина не доходят. В итоге продавец видит, что покупка не оплачена, при этом покупателю до этого пришло уведомление, что операция по карте завершена. Это может произойти из-за сбоя в банке.
Есть два варианта. Покажите сотруднику магазина или менеджеру уведомление о списании, объясните, что деньги придут на счёт торговой точки, но, возможно, позже. Если располагаете временем, подождите, пока это произойдёт. Или же попросите отменить операцию и заплатите наличными. При необходимости обратитесь в банк и попросите вернуть средства на счёт.
Пришло СМС о списании, которого не было
Будьте внимательны с подобными СМС. Часто сообщения рассылают мошенники и просят срочно связаться якобы с банком, но указывают свой номер телефона. Получив подобное СМС, зайдите в мобильный банк и проверьте, действительно ли списались деньги. Там же посмотрите, куда они ушли (если это не указано, запросите выписку). Возможно, это плата за какую-то подписку, о которой вы забыли (например, на онлайн-кинотеатр).
Если перевод был, но вы его не совершали, свяжитесь с банком по телефону, указанному на карте.
Попросите отменить транзакцию. Если сделать это быстро, есть шанс вернуть деньги.
Счёт ушёл в минус
По дебетовой карте можно уйти в минус. Часто такое бывает, когда средств на счёте не хватает для оплаты банковских услуг. Например, СМС-информирования. Также это может случиться при оплате товаров. Вот реальная ситуация. Клиент банка отдыхал за границей и расплачивался картой. Когда владелец пластика прилетел в Россию, увидел минус на счёте. В технической поддержке клиенту ответили следующее:
«Иногда при бесконтактной оплате на сумму до 1000 руб. магазин не сразу сообщает банку о совершении операции. В таком случае операция не отображается в личном кабинете, не приходит уведомление и сумма не вычитается из доступного остатка. Через время, когда магазин сообщает банку о проведенной транзакции, покупка начинает отображаться в личном кабинете, и мы отправляем уведомление о покупке с указанием её даты, вычитая сумму из доступного остатка. Из-за такого случая может образоваться небольшой технический овердрафт».
Клиенты боятся технического овердрафта, поскольку это деньги банка, и за их использование начисляются проценты. Чтобы не оказаться в должниках, сразу погасите образовавшуюся задолженность. Можно подстраховаться и не тратить средства на карте под ноль, особенно за границей. Оставьте пару тысяч рублей на счёте, тогда уход в минус будет маловероятен.
Карту заблокировали
Некоторые операции банки считают подозрительными, и могут заблокировать карту. Например, после крупной покупки через интернет в необычное время (когда владелец пластика обычно не совершал операции по карте – например, ночью), после серии однотипных переводов за короткое время и т.д.
Скорее всего о блокировке сообщат по телефону или в СМС. Рекомендуем уточнить информацию по телефону, указанному на карте. Это нужно, чтобы удостовериться, что сообщение о блокировке прислали не мошенники. Пока карта заблокирована, операции не совершаются. То есть владелец не может получать средства, делать покупки и т.д.
Порядок действий зависит от причин блокировки. Если была крупная покупка онлайн, и банк заблокировал карту, достаточно связаться с кредитным учреждением. Назовите проверочный код, паспортные данные, и подтвердите, что платили действительно вы. Но бывают и более серьёзные ситуации. Если владельца счёта в чём-то подозревают, банк вправе запросить бумаги, подтверждающие законность операций по карте. Это может случиться, если держатель пользуется пластиком, оформленным на частное лицо, для предпринимательской деятельности.