Нашествие ботов: как банки используют мессенджеры
Банки постоянно ищут новые способы связи для общения с клиентами, рекламы и организации дистанционного управления личными финансами. Одно из таких развивающихся направлений – использование чат-ботов в популярных мессенджерах. О них и расскажем в этой статье.
Что такое чат-боты и как они работают
Чат-бот – это программа, имитирующая диалог в мессенджере. Пользователь создаёт новый чат, найдя бота по его имени. Бот первым обращается к пользователю, информируя его о себе и предлагая выполнить то или иное действие путём нажатия кнопки, которая отображается в диалоге. Если пользователь отреагировал на приглашение, то он получает следующее сообщение и так далее.
Функционал бота может включать не только предоставление информации.
Так, некоторые программы предлагают провести настройку proxy-сервера на устройстве для обхода блокировок определённых ресурсов. Это стало актуально из-за ситуации, которая сложилась вокруг мессенджера Telegram.
Если пользователя не заинтересовали ни информация, которую выдал ему бот, ни приглашение совершить определённые действия, он может удалить диалог. Однако следует иметь в виду, что контакт был зафиксирован, и через некоторое время неинтересный пользователю гость наверняка вернётся с прежним или новым предложением. Чтобы предотвратить повторный визит, контакт нужно не просто удалить, а заблокировать.
Для чего банки запускают ботов в мессенджеры
Банки начали осваивать мессенджеры в качестве дополнительных каналов связи с клиентами и прочими пользователями в середине 2010-х годов. Достоинство этого способа коммуникации заключается в том, что пользователям не требуется скачивать и устанавливать специальные приложения на мобильные устройства. Плюс боты информируют клиентов о курсах валют, новых банковских продуктах и проводимых акциях. Кроме того, они отвечают на типичные ЧаВо, освобождая операторов служб поддержки и горячих линий. Некоторые боты умеют проводить простые операции.
Первым принял банки в свои объятия мессенджер Telegram, открывший интерфейсы (API) для разработчиков программного обеспечения.
Поэтому большинство чат-ботов «пасутся» именно в этом мессенджере. Но и другие – Viber, WhatsApp, Facebook Messenger – не остаются без внимания программистов. Такой способ коммуникаций рассчитан на тех пользователей, которые интенсивно пользуются соцсетями и другими каналами общения.
«Поселив» бота в мессенджер, банк рассчитывает прежде всего на расширение клиентской базы и поддержку имиджа учреждения как продвинутого в технологическом отношении.
Недостатки такого способа коммуникации между банками и клиентами – невысокий уровень безопасности и ограниченность функционала. Если в части предоставления информации это обстоятельство не имеет особого значения, то в отношении совершения операций этот фактор критичен. Поэтому некоторые банки рассматривают чат-ботов чуть ли не в качестве средства развлечения для гиков и не стремятся наделить их возможностями для совершения операций.
Примеры банковских чат-ботов
Альфа-Банк запустил канал связи в Telegram (@AlfaBankBot). Пользователям предоставляется информация о ближайших отделениях и банкоматах по их геопозиции (что полезно для держателей дебетовых и кредитных карт финучреждения), курсах валют. Для оформления банковских продуктов бот перенаправляет клиентов на соответствующие страницы официального сайта Альфа-Банка.
Бот Райффайзенбанка в Telegram (@RaiffeisenbankBot) информирует пользователей о новостях, в том числе проводимых банком акциях, курсах валют, помогает найти ближайшие отделения и банкоматы, торгово-сервисные точки по партнёрской программе «Скидки для Вас!» в радиусе 1 км, получить контактные данные.
Наиболее продвинутый по части операционного функционала – чат-бот @TalkBankBot, также «поселившийся» в Telegram и Viber. Он помогает заказать и активировать карты виртуального банка TalkBank (сервис ТрансКапиталБанка), а также выполняет операции по счёту. Например, пополняет пластик или переводит деньги на карту другого банка.
Банковские чат-боты – направление сравнительно молодое, а вот его перспективы вызывают сомнения. В отличие, например, от полнофункционального интернет- и мобильного банкинга этот способ коммуникаций предполагает в основном оказание информационных услуг пользователям. Впрочем, и такая возможность для кого-то может оказаться нелишней.