Мобильный эквайринг
Эквайринг – одна из ключевых банковских услуг, предназначенная для поддержки безналичной оплаты покупок пластиковыми картами. Схема расчётов реализуется в нескольких вариантах, в состав которых входит мобильный эквайринг. В статье расскажем об особенностях технологии, её достоинствах и недостатках, а также о том, как получить к ней доступ.
Что такое мобильный эквайринг и для чего он нужен
Мобильный эквайринг по своей сути – это разновидность классического торгового эквайринга, хотя иногда он выделяется в самостоятельную категорию.
Основная отличительная черта мобильного эквайринга – перемещаемость оборудования продавца, предназначенного для приёма банковских карт.
Для проведения оплаты пластик должен вступить в непосредственный контакт с терминалом продавца, как и в стационарных магазинах и сервисных точках.
Этим торговый эквайринг (в том числе мобильный) принципиально отличается от интернет-эквайринга. В рамках последнего оборудование при оплате покупки не используется, для совершения сделки требуется не сама карта, как физический объект, а её реквизиты.
Мобильный эквайринг используется не только субъектами малого бизнеса, как многие думают, хотя наибольшее распространение он получил как раз среди этой категории предпринимателей. Технологию используют в деятельности средние и крупные коммерческие структуры, практикующие безофисные и выездные модели обслуживания. Их клиенты могут оплатить покупки пластиком не (только) в процессе оформления заказа через сайт, но и в месте доставки товара (оказания услуги). Например, если заказать такси (пиццу на дом), то вполне возможно, что водитель или курьер примет оплату картой.
Как работает мобильный эквайринг
Мобильный эквайринг предполагает участие пяти сторон в процедуре оплаты покупки:
- покупателя – владельца пластика;
- продавца (он обязан иметь расчётный счёт, на который поступают средства от продаж);
- банка-эмитента;
- банка-эквайера (он может оказаться одновременно и банком-эмитентом);
- платёжной системы, в рамках которой обслуживается карта.
Оплата покупки – это транзакция, состоящая из цепочки операций, которые производятся в электронной форме посредством обмена данными между участниками. Она работает по принципу «всё или ничего». Если на каком-то этапе возникает проблема (например, средств на карточном счёте покупателя не хватает для оплаты покупки), то транзакция «откатывает» все изменения к исходному состоянию.
Особенности мобильного эквайринга заключаются в следующем:
- продавец для приёма оплаты оснащается комплектом, в состав которого входит «умное» мобильное устройство (смартфон или планшет) с установленным платёжным приложением и портативный mPOS-терминал (картридер);
- mPOS-терминал соединяется с мобильным устройством кабелем или по беспроводной связи (например через Bluetooth);
- оборудование продавца связывается с банком-эквайером по мобильной связи (отсюда и название всей технологии).
Для покупателя процедура оплаты почти идентична той, что происходит в магазине: он прикладывает карту к устройству (или вставляет в него), и через несколько секунд процесс завершается.
Плюсы и минусы мобильного эквайринга
К достоинствам мобильного эквайринга можно отнести:
- для потребителей – комфортные условия при совершении сделок (если товары и услуги «приезжают» на дом, в офис или другое подходящее место);
- для продавцов – расширение клиентской аудитории и территории обслуживания, относительно небольшая стоимость оборудования.
Минусы мобильного эквайринга:
- зависимость от качества мобильной связи, невозможность оплатить покупку при наличии помех в эфире;
- меньшая защищённость транзакций от перехвата злоумышленниками по сравнению со стационарными комплексами.
Как, где и на каких условиях можно подключить мобильный эквайринг
Услугу мобильного эквайринга предоставляют многие кредитные организации. Их предложения могут отличаться друг от друга в нюансах, но основные критерии при выборе банка – качество и стоимость обслуживания.
Для подключения мобильного эквайринга необходимо обратиться в финучреждение за консультацией и, если условия сотрудничества устраивают, подать заявку в установленном порядке.
Во многих случаях сделать это можно таким же образом, как и при оформлении других продуктов: так, банк Тинькофф принимает заявки онлайн на вклады и другие услуги для физлиц, и на РКО, и на эквайринг.
По результатам рассмотрения заявки составляется договор, и после его подписания сторонами сотрудники банка обеспечивают подключение и настройку оборудования для работы. Кроме того, на смартфон (планшет) устанавливается платёжное приложение. Если у клиента есть потребность в mPOS-терминале, банк (не каждый) может предоставить его в аренду, передать безвозмездно или продать.
В таблице приведены примеры основных стоимостных параметров мобильного эквайринга, который предлагают некоторые российские банки:
Банк | Комиссия за оборот | Абонентская (пакетная) плата | Стоимость оборудования |
---|---|---|---|
Альфа-Банк | 2,5-2,7% (минимум 3,5 руб. за одну операцию) | нет | 8100-8700 руб. за один терминал в зависимости от их количества |
ВТБ | 2,1-2,7% (в зависимости от оборота) | нет | от 5000 руб. |
Модульбанк | 2,75% | нет | 7700 руб. |
Тинькофф | 1,59-1,99% (в зависимости от тарифа) | 1990-3990 руб. (в зависимости от тарифа) | две модели бесплатных терминалов |
Точка | 2,5% | нет | 8490 руб. |
Из таблицы видно, что типовое предложение мобильного эквайринга не включает в себя абонентскую плату, а размер комиссии составляет порядка 2,5% от величины торгового оборота.
Заключение
Мобильный эквайринг – это просто, недорого и выгодно. Выгода заключается не только в экономии по сравнению с затратами на приобретение стационарного оборудования. Главное, что увеличивается поток клиентов, растёт объём продаж, а вместе с ним укрепляются и конкурентные позиции бизнеса на рынке.