Коллекторы помогают неплательщикам заработать, чтобы погасить долги

Если у заёмщика нет денег, чтобы расплатиться, коллекторы могут предложить … работать на них. Такой сервис осенью 2019 года запустило одно из коллекторских агентств. Как это работает, расскажем в статье.

Кем предлагают работать должникам

Сервис разработала и внедрила дочерняя компания Сбербанка – «Актив Бизнес Консалт» (АБК). Если говорить вкратце, должникам предлагают за деньги обучать роботов. Заёмщики участвуют в развитии речевых технологий. Пока платформа работает для клиентов из цессионного портфеля АБК. Чтобы начать работать, достаточно зарегистрироваться на сайте. Никаких специальных навыков и познаний не нужно. Понадобится телефон, компьютер и доступ в интернет.

Задача должников, участвующих в проекте, – оценка качества синтеза речи роботом. Человеку дают небольшие фрагменты синтезированной речи. Нужно прослушать запись и поставить оценку. Также должники занимаются разметкой звуковых файлов. Человек получает аудиозапись. Задача – прослушать и записать текстом то, что услышал. По словам авторов проекта, цель подобных заданий – повысить качество распознавания устной речи.

Есть и обратные задачи. Например, должник должен наговорить голосом фразу и отдать роботу на распознавание. Робот должен распознать пол и возраст человека. Сервису необходимо как можно больше образцов речи. И взаимодействие с множеством людей, в том числе должников, как нельзя лучше этому способствует.

Компания помогает сотням должников и одновременно совершенствует сервисы.

На платформе регистрируются заёмщики, чья средняя сумма долга составляет 15 тыс. руб. Есть те, кто задолжал 1,5 тыс. руб., но встречаются и те, кому предстоит выплатить сотни тысяч.

Сколько можно заработать

Доход зависит от нескольких факторов. Первый – количество решённых задач. Второй – сложность. Также на цену влияет, сколько времени должник уже работает на площадке. Стоимость часовой работы на платформе варьируется от 50 до 300 руб. Изначально создатели сервиса планировали списывать в счёт долга все заработанные таким образом деньги. Например, заработал 100 руб. – долг автоматически уменьшился на 100 руб. Однако от такого варианта отказались. Реальные деньги мотивируют людей гораздо сильнее, чем погашение долга. Поэтому часть заработка перечисляют напрямую должнику.

Из каждых заработанных 100 руб. 50 уходит в счёт погашения долга, остальные выплачиваются пользователю.

Конечно, крупной суммой это назвать нельзя. Зарплата при 8-часовой занятости сравнима разве что с региональными показателями. За 24 рабочих дня можно получить чуть больше 19 тыс. руб. Однако со временем можно набраться опыта и заниматься сложными задачами, а это уже 300 руб. в час = 57,6 тыс. руб. за 24 рабочих дня. При этом не стоит забывать, что на руки заёмщику выдадут только половину.

Популярен ли сервис для заработка

По статистике, 18% неплательщиков жалуются на потерю дохода. Однако отрабатывать долг, даже если кредитор даёт такую возможность, готово пока не так много людей. Мешает отсутствие доверия к сервису, а иногда и вовсе нежелание работать и платить по кредиту.

Но говорить о популярности сервиса ещё рано. Платформа должна просуществовать хотя бы полгода, чтобы можно было сделать выводы о плюсах и минусах инициативы.

За 2 недели с момента начала работы сервиса на площадке зарегистрировались 200 человек. По словам представителей АБК, в проект приходит только треть из приглашённых должников.

Предложение превышает спрос в разы. В 2020 году число заданий возрастёт до 100 млн, в проект планируют привлечь не менее 1,5 тыс. человек.

Помощь или давление?

Что лучше помогает при взыскании долгов – помощь или давление? Большинство банковских работников и коллекторских агентств прибегают ко второму способу. Например, названивают родственникам, коллегам, пугают расправой или просто доводят постоянными звонками.

Тем временем психологи говорят, что такое поведение коллекторов лишь усугубляет состояние должника. Работать и зарабатывать в условиях постоянного психологического напряжения заёмщик не может, а значит проблема с возвратом долга может усугубиться.

На практике заёмщики, получившие даже моральную поддержку от взыскателя в сложной ситуации, быстрее справляются с проблемами и реже допускают просрочки. В отличие от тех, кто ежедневно сталкивается с жёстким давлением. С этим согласны и кредиторы. Всё чаще банки и МФО выбирают помощь должнику вместо агрессивного взыскания.

Комментирует Роман Макаров, глава сервисов онлайн-кредитования «Робот Займер» и «Робокредит»: «Одна из причин, по которой заёмщики пытаются скрыться от кредитора при просрочке платежей – боязнь жёстких разговоров со службами взыскания и огромных штрафов помимо начисленных процентов на заём. Этот страх у клиентов МФО так велик, что даже если возможность расплатиться с кредитором появляется, они всё равно оттягивают момент возврата долга на максимальный срок.

Мы понимали это ещё на начальном этапе создания компании «Займер», поэтому при формировании собственной службы по урегулированию задолженности было решено уходить от стереотипа неумолимых взыскателей в сторону понимающих финансовых консультантов. Мы дали специалистам по взысканию установку разбирать каждый случай должника индивидуально и наделили полномочиями предоставлять особые условия погашения долга тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Например, мы приостанавливаем взыскание долга для заёмщиков, попавших в больницу, если они могут предоставить справку о нахождении там. В случае потери работы или длительной задержки зарплаты можем предоставить должнику «кредитные каникулы», при снижении заработка предлагаем расплатиться в несколько приёмов. В ещё более сложных случаях, например при потере кормильца, можем частично простить задолженность.

Мы готовы идти навстречу, если клиент подтвердит бедственное положение документально. В МФО работают такие же люди, как и заёмщики. Кроме того, лучше облегчить жизнь должнику и получить деньги обратно, чем создать себе негативный имидж и потерять их окончательно».

По мнению экспертов из проекта ОНФ «За права заёмщиков», нужно стремиться к соблюдению принципов ответственного кредитования и воспитанию «здорового» заёмщика. Человеку следует предлагать запасной выход. Таким выходом из трудного положения и становится помощь в трудоустройстве.

АБК – не единственные, кто даёт работу заёмщикам. Практика по найму персонала из числа должников есть даже у некоторых МФО. Например, в микрофинансовой компании «Кредит 911». В 2018 году СМИ писали, что МФО предлагала заёмщикам вакансии в колл-центре, должности секретарей, уборщиков территории. Узнаем у генерального директора МФО «Кредит 911» Андрея Котова о том, прижилась ли практика и скольким людям удалось помочь.

- Сейчас вы помогаете заёмщикам с трудоустройством? Скольким удалось помочь?

- Да, такая опция есть до сих пор. Около 10 заёмщиков-должников мы трудоустроили к себе. Работают они в колл-центре. Можно сказать, что практика прижилась, так как периодически берём новых людей. Но не сказать, что это очень популярная опция. Всё-таки профильный сотрудник с опытом и скилами, необходимыми для эффективной работы, важнее.

- В реальности люди смогли расплатиться с долгами благодаря трудоустройству?

- Да, смогли за одну-две зарплаты погасить долги.

- После этого заёмщики остаются или уходят искать другую работу?

- 50 на 50. Кто-то остался, кто-то отработал долг и ушёл.

- Сколько вычитаете из зарплаты в счёт долга?

- На усмотрение сотрудника, как ему комфортнее. Можно растянуть на несколько месяцев, можно за первую зарплату закрыть долг.

Также используется практика помощи заёмщикам в поиске работы. Дело в том, что часто должники не имеют высшего образования, работают на низкооплачиваемых должностях, перебиваются временными заработками. Как правило, большинство не знает, что для поиска работы можно использовать интернет-ресурсы. Взыскатели помогают таким должникам в подборе подходящих вакансий в открытых источниках и даже договариваются о собеседованиях. Это выгодно обеим сторонам.

Однако на деле случаи трудоустройства должников единичны. Этим занимаются только 2-3% взыскателей.

Читайте также