Как вернуть деньги за онлайн-курс
Не все знают, что за любое дистанционное обучение можно вернуть деньги. Это право закреплено за учеником законодательно. В сегодняшнем материале рассмотрим несколько вариантов развития ситуации и выхода из нее.
Когда можно вернуть всю сумму
В первую очередь стоит изучить договор, который ученик подписал при оплате курса. А именно пункт, в котором говорится о расторжении договора и условиях возврата оплаты. При этом стоит учитывать, что некоторые школы намеренно вводят в заблуждение и пишут, что полный возврат денег за онлайн-курс невозможен в любом случае. Это незаконно, и такой пункт договора можно обжаловать в суде. Полную сумму можно вернуть в трех ситуациях: если обучение еще не началось, его качество настолько низкое, что ученик решил не продолжать учебу, или учеба не началась в срок. Рассмотрим все ситуации подробнее.
- Обучение еще не началось. Услуга не оказана, поэтому деньги можно вернуть. Правда, продавец может удержать некоторую сумму, если он потратил часть денег на материалы или цифровые услуги. Например, если продавец оплатил доступ к платному ресурсу, чтобы ученику было удобнее просматривать видеоматериалы. Однако свои траты продавец должен доказать — предоставить чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий оплату;
- Качество курса низкое. Вернуть всю сумму можно, но нужно понимать, что конкретно можно считать признаками низкого качества. Это может быть следующее:
- Программа курса не та, что была заявлена в рекламе;
- Объем учебных часов не соответствует описанию;
- В рекламе были указаны одни спикеры и преподаватели, а по факту — другие;
- Нет материалов, которые нужны для обучения;
- График или состав лекций изменился.
Перед тем, как требовать возврат средств за онлайн-курсы, стоит попросить продавца устранить все недочеты. Если он откажется или не выполнит обязательства в установленный срок, можно настаивать на полном возврате.
- Учеба не началась в срок. В этом случае считается, что оплаченная услуга не была предоставлена, и можно требовать возврата полной суммы без дополнительных условий.
Крупные онлайн-школы и те, кто дорожит своей репутацией, предпочитают вернуть деньги и не доводить дело до суда. Либо в короткие сроки исправить все недочеты.
Когда можно вернуть только часть суммы
Если всю сумму вернуть нельзя, можно попробовать вернуть часть денег. Например, когда уже после первого урока стало понятно, что курс не будет таким, как ожидал ученик. Для возврата денег за курс онлайн-обучения нужно сообщить продавцу о своем решении. Лучше в просьбе указать ссылки на пункты договора, которые позволяют это сделать.
Как рассчитать, какую сумму должны вернуть? Представим ситуацию: ученик купил курс стоимостью 20 000 рублей. Условия позволяли внести деньги двумя частями: в начале обучения и в середине. Поэтому ученик внес только 10 000 рублей. График обучения предполагает занятия каждый день на протяжении 15 дней. Ученик прошел два занятия и понял, что программа и полученные материалы его не устраивают, поэтому он хочет вернуть деньги.
Чтобы понять, какую сумму требовать, нужно узнать, сколько стоит одно занятие. Для этого всю сумму нужно разделить на количество уроков. В приведенном примере это 20000 / 15 = 1333 рубля.
Ученик прошел два урока, значит, их общую сумму нужно вычесть из той, которую он уже оплатил. 1333 × 2 = 2666 рублей. 10000 – 2666 = 7334 рубля.
Если организатор курсов потратил деньги на дополнительные материалы или услуги для ученика, их стоимость тоже придется вычесть из общей суммы.
Когда могут не вернуть деньги
Такие ситуации тоже возможны. Например, если сразу после оплаты обучения организатор курса передал ученику все учебные материалы в хорошем качестве. Это касается видеозаписей, дополнительных материалов, презентаций и т. д.
Не вернут деньги и в том случае, если ученик потребовал возврата только после окончания обучения. Но тут есть исключение. Если школа гарантировала определенный результат по окончании курса, а его нет и это можно доказать, часть денег, а иногда и всю сумму можно вернуть.
Какой закон защищает права ученика
При обращении к организатору курсов можно ссылаться на следующие законы:
- Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 32;
- Первая часть статьи 782 Гражданского кодекса РФ.
Чаще всего достаточно сослаться на закон о защите прав потребителей. В нем указано, что потребитель в любое время может отказаться от исполнения договора, если оплатит расходы, которые понес продавец для исполнения договора.
Иногда в договоре может быть указано, что деньги не вернут, если договор расторгается по инициативе ученика. Однако это противозаконно. И даже если ученик подписал такой договор, его можно признать недействительным. В суде это будет легко доказать, особенно с помощью адвоката.
Как составить претензию на возврат денег
В первую очередь с требованием вернуть деньги за онлайн-курс ученик должен обратиться непосредственно к продавцу. Перед этим нужно зафиксировать факты для обоснования своего решения. То есть договор, рекламные материалы курса, сведения о сроках проведения уроков, их программе, результатах и спикерах. Информацию можно найти на сайте онлайн-школы. Кроме того, желательно сохранить переписку и запись разговоров, если они были. Особенно в том случае, если в них сообщалось о замене спикеров, изменениях в программе, переносе сроков и т. д. Также доказательством могут быть уведомления, которые приходили на почту.
Саму претензию нужно оформить в виде документа и отправить на физический адрес онлайн-школы, который указан на ее сайте. Это нужно для того, чтобы в случае отказа от возврата денег показать суду, что были попытки решить вопрос в досудебном порядке. Претензию лучше отправить заказным письмом с уведомлением, чтобы точно знать, когда школа его получила.
От этого срока нужно ждать 10 дней. Если за это время продавец не ответил и никак не отреагировал, можно обращаться в суд. Если продавец отказывается возвращать деньги, нужно зафиксировать отказ. И лучше, если это будет сделано в письменной форме, а не во время телефонного разговора.
При обращении в суд лучше проконсультироваться с юристом, чтобы грамотно составить исковое заявление. Можно привлечь его и к судебному процессу, а в иске потребовать взыскать сумму оплаты услуг юриста с ответчика, если решение будет положительным.
Если онлайн-курс покупали в известной школе, вряд ли дело дойдет до суда. Крупные компании дорожат своей репутацией, поэтому в любом случае попытаются договориться. Сложнее обстоит дело, если курс купили у мошенников или малоизвестного блогера. В этом случае требования о возврате денег могут просто игнорировать. Из этого следует, что еще до покупки курса стоит проверить компанию, где планируется пройти обучение.
Как заранее проверить компанию на благонадежность
Наличие сайта школы в интернете еще не говорит о благонадежности компании. Его можно за несколько часов собрать в конструкторе, а потом так же быстро удалить. Что еще нужно проверить?
- На сайте должно быть указано, кто продает курс: организация (тогда должны быть указаны ОГРН и ИНН), индивидуальный предприниматель (ОГРНИП) или самозанятый, который платит налог на профессиональный доход (ИНН);
- Проверить эти и дополнительные сведения можно на сайте ФНС (налоговой) по указанным на сайте продавца реквизитам. Важно, когда школа была создана и работает ли она сейчас;
- Если организатором и продавцом курса выступает не организация, а человек, нужно проверить, оформлен ли он как ИП. Почему это важно? Во-первых, если продавец работает как физическое лицо, он нарушает закон, и это уже говорит о его неблагонадежности. Во-вторых, если заключить договор с физическим лицом, на него не будет распространяться закон о защите прав потребителя;
- Изучить отзывы других учеников конкретного курса или онлайн-школы в целом. Если недовольные клиенты были, скорее всего, их отзывы будут в Сети;
- Проверить базу судебных дел — возможно, со школой уже судились. Также можно проверить базу исполнительных производств. Если школа должна кому-то из учеников, сведения будут в базе;
- Изучить договор или пользовательское соглашение со школой до его подписания. Документы, как правило, есть на сайте организации или их высылает менеджер по запросу клиента.
Экспертное мнение
Юристы рассказали, можно ли вернуть деньги за онлайн-курсы, если они не подошли или их качество отличается от ожидаемого. Они дали советы, что делать, если продавец не хочет возвращать деньги.
Можно ли вернуть деньги, если курс не подошел
Адвокат МКА «Санкт-Петербург» Наталья Городнина ответила на этот вопрос:
«Потребитель вправе в любое время отказаться от прохождения онлайн-курса и потребовать возврата части денег».
При этом эксперт напомнила о важном нюансе:
«Если вы поняли, что курс вам не нравится, уже после оплаты, но вы получили доступ к материалам всего онлайн-курса в первый день (например, вам прислали все видеоуроки или методичку), воспользоваться статьей 32 закона «О защите прав потребителей» и отказаться от онлайн-курса не получится».
Можно ли вернуть деньги, если программа и качество материалов курса отличаются от заявленного
Наталья Городнина объяснила, что можно потребовать от продавца некачественного курса:
«Нужно помнить, что реализация онлайн-курсов является услугой. Поэтому к отношениям сторон применяются положения о выполнении работ и оказании услуг.
Если после приобретения курса обнаружится, что в реальности программа либо другие параметры онлайн-курса существенно отличаются от заявленных изначально, потребитель услуги вправе заявить свою претензию об отказе от договора и о возврате денег за некачественно оказанную услугу.
Важно, что просто отказаться от онлайн-курса и требовать полного возврата денег по причине, что курс просто не понравился, не получится. Нужно объяснить и доказать, что он некачественный. Потребитель вместо отказа от исполнения договора вправе предъявить исполнителю одно из требований:
- Безвозмездно устранить недостаток оказанной услуги;
- Уменьшить цену курса;
- Возместить расходы на устранение недостатка услуги (при этом не имеет значения, самостоятельно потребитель устранил недостаток или прибегнул к помощи третьих лиц)».
Юлия Аксенова, адвокат и руководитель юридического консультационного центра «Надежный партнер», напомнила, что:
«Потребовать возврата денег можно, если курс оказался некачественным, то есть имеет следующие признаки:
- Сокращен объем услуги;
- Изменено направление обучения;
- Изменен график проведения занятий без согласования;
- Низкий уровень исполнения обязанностей преподавателя (качество материала, поведение во время курсов);
- Деструктивное поведение персонала;
- Использование устаревших материалов и программ обучения;
- Преподаватель не следует установленной программе;
- Услуга предоставляется специалистом не того класса, который указан в договоре».
Что делать, если деньги не возвращают
Наталья Городнина напомнила, что ответ на претензию потребителя должен прийти в течение 10 дней:
«Если продавец не идет на контакт и отказывается возвращать деньги без объяснения причин, вы вправе обратиться в суд. В суде, помимо возврата денег, вы вправе требовать взыскания неустойки, штрафа и компенсации морального вреда по закону о защите прав потребителей».
При этом Наталья посоветовала вспомнить, каким способом вы оплачивали курс:
«Если переводили деньги на банковскую карту физлица, вы вступили в договорные отношения с гражданами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности. На них закон о защите прав потребителей не распространяется.
В случае, если вы переводили деньги физическому лицу, в суд тоже можно обратиться, только основывать свои требования нужно будет на статьях Гражданского кодекса РФ».
Юлия Аксенова:
«К заявлению рекомендую приложить доказательства вашей позиции: распечатки электронной переписки, скриншоты, копию письменной претензии и чеки об оплате».