Как правильно просить прибавку к зарплате?

Чувствуете, что стоите больше, но не знаете, как поговорить об этом с начальством? Вместе с карьерным консультантом рассказываем, когда и как просить о повышении зарплаты и чего делать точно не стоит.

3 важных шага перед просьбой о повышении зарплаты

О повышении нужно говорить прямо. Не стоит ждать, что ваши старания заметят и оценят. Берите инициативу в свои руки.

Начиная разговор о повышении зарплаты, вы снова продаете себя начальнику, как на первом собеседовании, только теперь дороже. Поэтому к встрече надо подготовиться заранее, поясняет карьерный консультант Анна Чуксеева.

Шаг 1: выясните рыночную зарплату для вашей должности

Посмотрите аналогичные вакансии в открытом доступе.

Если вакансий, которые вас интересуют, в открытом доступе нет, вероятно, речь идет о позициях топ-уровня. В этом случае Анна Чуксеева рекомендует подписаться на рассылку отраслевых обзоров зарплат крупных кадровых агентств. Поддерживайте контакты с рекрутинговыми агентствами: они составляют свои базы кандидатов и хорошо ориентируются в теме зарплат. Для специалиста топ-уровня нормально написать профильному рекрутеру в агентство с просьбой проконсультировать по рынку.

Если ваша зарплата выше средней, подумайте, чем дополнительно вы можете быть полезны компании. Например, если открыта новая вакансия, вы могли бы частично выполнять обязанности сотрудника, которого ищут, и получать за это больше. Или вы знаете, как оптимизировать рабочие процессы, чтобы сократить издержки, и готовы этим заняться.

Скажем, вы трудитесь в отделе маркетинга диджитал-агентства и отвечаете за блок по работе со СМИ. Вы хотите роста. И вот шеф говорит, что компания расширяется и собирается взять СММ-менеджера на фрилансе. На него готовы выделить 100 000 рублей. Но вы разбираетесь в СММ и фрилансер вам не нужен, а вот премия нужна.

В коллективе с открытой коммуникацией можно предложить, например, взять на позицию СММ-менеджера вместо опытного специалиста стажера в ваше подчинение. Подготовьте план такого сотрудничества, расскажите о плюсах. Это может быть, например, экономия бюджета, «выращивание» с нуля своего специалиста, возможность для вас показать новые навыки, усиление команды.

В качестве следующего шага обозначаете, за какую прибавку вы готовы это делать. Например, можно предложить платить стажеру 50 000, а на оставшуюся сумму поднять вашу зарплату или выплачивать вам премию. Конкретные условия — это вопрос открытых переговоров и умения продавать свою стратегию.

Компания, возможно, не одобрит ваш вариант, но проактивность с упором на развитие улучшит вашу репутацию, а состоявшиеся переговоры могут оказаться началом разговора о вашем повышении если не сейчас, то в будущем.

Шаг 2: оцените свою работу

Если у вас есть официальные KPI, сделать это будет легко. Если KPI нет, придумайте, как зафиксировать прогресс в работе хотя бы за несколько последних месяцев. Тогда вам будет что показать начальству. Перед этим нужно обсудить с руководством, по каким критериям оно собирается оценивать вашу эффективность. Иначе может оказаться, что «этого делать было не надо, а результатов ждали вообще в другом».

Соберите в таблицу или презентацию все, что вы делаете, составьте список задач, укажите объем каждой. Например, вы юрист, и в месяц m часов у вас занимает работа с документами, n часов — встречи, k часов — выезды. Так вы представите свой рабочий процесс более наглядно. Нужно продемонстрировать и количественные результаты (сколько контрагентов вы ведете), и качественные (все проверки прошли без штрафов). Эти показатели станут основой для разговора с руководителем.

«Главное заблуждение — повышение можно получить просто потому, что вы много работали, переутомлены и выгорели. Увы, для работодателя это не аргумент. Важно смотреть на свою работу с точки зрения бизнеса. Это поможет стать эффективным сотрудником», — объясняет Анна Чуксеева.

Шаг 3: сформулируйте связь своей работы и общего результата

Анна Чуксеева рекомендует задать себе следующие вопросы:

  • Какие цели для вашей компании самые важные?
  • За какие ваши навыки работодатель заплатит больше?
  • Как ваша работа влияет на общий результат компании?
  • Помогает ли ваша работа выполнять цели менеджеров уровнем выше?
  • Влияет ли ваша работа на финансовый результат компании?

Если вы понимаете, что зависит лично от вас, то сможете подобрать аргументы в пользу повышения зарплаты.

Подумайте, на какие показатели вы влияете. Например, пиар не сказывается на продажах прямо, но увеличивает их косвенно. Операторы кол-центра не имеют прямого отношения к финальной сделке, но определенно влияют на воронку продаж. От качества контента и СММ зависят лиды, хотя они напрямую не связаны с продажами. И так далее.

Как увеличить вероятность получения прибавки?

Важны формулировки, которые звучат в разговоре о повышении. Не стоит приходить к руководителю и с порога заявлять, что вам нужна зарплата выше. Сначала поговорите с начальником о вашем развитии. Спросите прямо, что сделать, чтобы вырасти, обсудите текущую работу, попросите обратную связь и рекомендации. Узнайте о возможностях, о том, какие направления будут в приоритете у компании в ближайшее время. Это поможет понять, как строить карьеру дальше.

Во время встречи нужно определить цели и сроки их достижения, а по итогам запросить новую встречу с руководителем и вернуться к разговору о повышении.

5 главных ошибок при просьбе о повышении зарплаты

1. Не готовиться к разговору

«Просто повысьте мне зарплату, потому что инфляция и все подорожало». Это инфантильный подход к вопросу повышения зарплаты. Когда сотрудник просит повышения только на основании того, что он много работает и старается, а цены выросли, начальник вряд ли прислушается.

Почему неправильно?

Руководитель сразу поймет, что работник не подготовлен к разговору, ведь никаких других аргументов у него нет. В худшем случае вам сразу откажут, а в лучшем поставят практически недостижимую цель и скажут, что повысят зарплату, если она будет выполнена. Будет нечем возразить.

2. Просить о прибавке раньше чем через полгода после испытательного срока

В большинстве компаний испытательный срок длится три месяца. Значит, идти к начальству с вопросом о пересмотре зарплаты не стоит как минимум первые девять месяцев работы. Используйте это время, чтобы узнать у коллег, когда и как в компании принято пересматривать оплату труда.

Почему неправильно?

Новый сотрудник для компании — «темная лошадка», начальство и коллеги еще не успели оценить его профессионализм и личные качества. Если новичок сразу начнет чего-то просить, не показав результат, это вызовет негативную реакцию.

3. Поджидать начальника в коридоре, чтобы «ненароком» завести разговор о повышении

Намного удобнее назначить встречу и обсудить зарплату с глазу на глаз. Договоритесь о переговорах без заранее заявленной темы, а если это не принято, скажите, что хотите получить обратную связь о своей работе. В компаниях, где регулярно проводить такие встречи не принято, полезно просить о них раз в полгода-год. Как сотрудник, вы остаетесь в выигрыше: запрашивая фидбек, вы не получаете его неожиданно, когда у шефа накипело, и отношение к вам в таком случае будет более лояльным.

Почему неправильно?

Такая инсценировка вызовет нервозность начальника и неловкость у сотрудника. Вероятность отказа выше из-за того, что руководитель спешит и ему некогда вникать в суть разговора.

4. Сравнивать себя с другими сотрудниками

«Мой коллега Петров на той же должности получает на 10 000 рублей больше» не аргумент для начальника. Из этих слов непонятно, почему вам следует платить больше. Понятно только, что вы ревниво заглядываете в чужой кошелек.

Почему неправильно?

Вам надо показать руководителю свою ценность для компании. Начальству не нужны сравнения, оно оценивает каждого работника персонально. Сравнение без аргументов — детская позиция, она может выставить вас в негативном свете.

5. Эмоционально говорить о повышении зарплаты

Лишние эмоции покажут руководителю, что вы не очень хорошо подготовлены к беседе и в целом не слишком рациональны. Если человек знает, что хочет сказать, он говорит спокойно и аргументированно.

Почему неправильно?

Начальник принимает решение о повышении зарплаты, не полагаясь на эмоции, а из рациональных соображений. Ведь если повышать зарплату сотрудникам каждый раз, когда они плачут и страдают, то люди начнут этим пользоваться и компания вскоре разорится.

Что делать, если в другой компании предлагают зарплату выше?

Если вам предложили работу с большей зарплатой, можно поговорить с нынешним начальником о пересмотре условий. Однако Анна Чуксеева отмечает, что это рискованная стратегия, которая подходит только тем, кто не боится сразу уволиться.

Некоторые руководители принципиально не просят остаться на лучших условиях. Они полагают, что такой сотрудник уже не мотивирован работать в их организации. Если человек начал поиск работы и получил другое предложение, значит, он готов уйти. При повышении зарплаты он останется только из-за денег и скоро снова начнет искать работу. Анна Чуксеева сталкивалась в своей практике со случаями, когда сотрудник говорил начальству о контрофере, и через полгода начальник сам увольнял сотрудника, просто выигрывая время на подбор замены.

Если вы не планируете перейти в другую компанию, лучше обсуждать повышение зарплаты без упоминания о поступившем вам предложении, а делать это с опорой на мониторинг рынка.

Как часто можно просить о повышении зарплаты?

В большинстве компаний зарплату готовы повышать не чаще одного раза в год. Обычно это привязано к отчетным, проектным или календарным периодам.

Так, в конце 2022 года, по данным опроса Forbes, просить прибавку к зарплате планировал каждый пятый россиянин. В основном это были разработчики и руководители в IT, маркетинге и финансах. В позапрошлом году прибавку также активно просили менеджеры среднего звена.

При этом 46% компаний сами индексируют зарплаты: 72% — каждый год, остальные раз в полгода, квартал или месяц. В этих организациях сотрудникам не нужно просить о повышении, так как даты индексации заранее известны.

Анна Чуксеева рекомендует сразу определить процент прибавки в год, который вам нужен, чтобы уже через месяц после повышения зарплаты снова не чувствовать себя недооцененными. Как правило, рост составляет около 20%.

Что делать, если в повышении зарплаты отказали?

Тактика здесь индивидуальна, но эксперт рекомендует в любом случае подумать об этом заранее. Например, можно определить для себя, что три отказа в прибавке — это предел и пора увольняться. Тогда, не дожидаясь первого отказа, начинайте формировать финансовую подушку, оцените размер ваших обязательств и следите за подходящими вакансиями на рынке.

Если вы не готовы уволиться, проявите гибкость в переговорах. Можно попросить не финансовое повышение, а, например, помощника, отпуск, другой график, удаленную работу или что-то подобное. Это тоже определенная компенсация, показывающая, что вас ценят.

Случается, что руководитель обещает повысить зарплату, но избегает конкретики, так что вы не знаете, когда и как она изменится. Оказавшись в подобной ситуации, спросите себя, насколько вам комфортно работать в таких условиях и как долго вы готовы ждать. Далее действуйте, исходя из своих ответов.

Разговор о повышении заплаты — это не ультиматум сотрудника, это диалог двух профессионалов о развитии бизнеса и работника в нем. Если вы будете регулярно просить обратную связь, интересоваться целями компании и вашего руководителя, смотреть на свою работу глазами предпринимателя, шансы получить прибавку окажутся намного выше.