Чего не стоит говорить на собеседовании

Предугадать все сценарии собеседования невозможно. Но есть определённые вопросы и фразы, которые не стоит говорить потенциальному работодателю, и те, которые обязательно нужно сказать. Рассказываем о том, как вести себя на собеседовании, чтобы получить работу.

Зачем нужно готовиться к собеседованию

Собеседование может проходить в несколько этапов, онлайн или офлайн. Их количество зависит от специфики работы и должности. Соискатель может общаться с представителями отдела кадров — обычно это рекрутеры, затем с руководителем, иногда с их заместителями, реже — с ключевыми сотрудниками и заказчиками. Безусловно, возможны нюансы, но собеседование — это в первую очередь деловое общение с будущим работодателем. Поэтому рекомендации для собеседований почти всегда универсальны.

«Многие часто невнимательно относятся к подготовке к интервью. А ведь это то самое первое впечатление, которое уже не получится создать вторично», — отмечает Виктория Пятница, HR и бизнес-консультант, управляющий партнёр развивающего пространства HR-SREDA.

Важно помнить: даже если вы обладаете большим опытом поиска работы, к каждому новому собеседованию стоит заранее готовиться. 

Предварительно необходимо ознакомиться с тем, в какую компанию вы идете и что вас там может ждать. Обязательно узнайте всё о деятельности компании, посмотрите её сайт и соцсети, почитайте отзывы бывших и нынешних работников компании о работодателе. 

Иногда по рейтингу отзывов о компании можно легко сформировать определенное представление о будущей работе, коллегах и начальстве. Возможно, уже на этом этапе анализа вы поймёте, что это место вам не подходит. 

Как готовиться к собеседованию, какие вопросы задавать

Изучив деятельность компании, пропишите вопросы, которые у вас возникли. На собеседовании эйчары часто обращают внимание на то, насколько соискатель заинтересован в вакансии. Поэтому подготовленные вопросы помогут расположить к себе рекрутера, а также дадут более полное представление о будущей работе.

«На первой встрече принято задавать вопросы, которые демонстрируют ваше понимание потребностей компании и знание рынка, на котором она работает. Также уместны вопросы, которые обращены к теме профильных знаний, компетенций и навыков, — они помогут вам продать себя как профессионала и продемонстрировать ваше соответствие должности», — подчёркивает Виктория Пятница.

Какие вопросы задавать на собеседовании:

  1. Какие у компании планы на ближайшие годы? Есть ли миссия или специальная цель?
  2. Существует ли в компании корпоративная культура?
  3. Какие требования к сотрудникам? Каким образом происходит оценка работы?
  4. Что будет входить в обязанности?
  5. Как строится рабочий день?

Ко всему прочему, до собеседования уточняйте форму одежды. Для некоторых вакансий принципиален определённый внешний вид кандидата. Эти вопросы, безусловно, лучше узнавать до прихода на встречу, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

«Еcть курьёзная история, связанная со внешним видом соискателя. Мужчину для встречи в компании попросили одеться в строгом офисном стиле: пиджак, рубашка и галстук. При этом не упомянули про обувь, и он пришёл в строгом костюме и… сандалиях на босу ногу. Это вызывало серьёзное недоумение у эйчаров», — рассказала Виктория Пятница.

Обязательно уточняйте предварительно местоположение компании и то, на какое именно собеседование вы пришли. «Были ситуации, когда человек приехал не в то место, не уточнив адрес компании. Бывало, что кандидат приходил на одну позицию, а с ним начинали обсуждать другую. Например, однажды кандидат на позицию главного бухгалтера начал проходить собеседование на должность маркетолога», — продолжает Виктория. Здесь важно обязательно выяснить перед встречей все нюансы: дату, время, место, с кем будет проходить интервью, какую информацию стоит подготовить. Не постесняйтесь всё это уточнить у эйчара — возможно, он даст какие-либо дополнительные советы или рекомендации относительно будущей встречи. А если вы попали в курьёзную ситуацию, продемонстрируйте своё чувство юмора, пошутите, разрядите ситуацию.

Как правильно рассказать о себе потенциальному работодателю

Чтобы собеседование прошло удачно, надо не только знать максимум о компании, но уметь грамотно и интересно рассказать о себе. Даже если вы устраиваетесь на работу впервые в жизни или меняете сферу деятельности, не стоит паниковать. Как же правильно составить самопрезентацию? 

Подготовьте ряд историй с прошлых работ. Расскажите, как вы решали проблемы, какие задачи перед вам стояли, к каким положительным результатам пришли, а также важно, как вы в этом моменте взаимодействовали с людьми. Подберите ситуации, где вам удалось хорошо проявить себя.

Можете попробовать составить для себя ответ на вопрос: я подхожу для этой вакансии, потому что... Работодателю важно понять, какую пользу вы сможете принести компании, какие ваши навыки смогут улучшить работу организации или поддерживать ее на должном уровне.

Отлично, если расскажете о том, как вы стремитесь углублять свои знания и развиваться в профессиональном плане. В качестве подтверждения своих слов можете рассказать, например, какие вы прошли курсы и какую специализированную литературу прочитали. 

На популярный вопрос, почему вы ушли с прошлого места, наиболее подходящим, и, скорее всего, правдивым ответом будет рассказ о том, что вы выросли из рамок прошлой должности, хотите сменить сферу деятельности или, возможно, хотите поработать над более масштабными проектами. Будет плюсом если вы отметите, как опыт прошлой работы поможет вам в новой должности.

Как вести себя на собеседовании: инструкция

Начало собеседования

Эксперты рекомендуют приходить на собеседование за 15 минут до начала. Если собеседование проходит онлайн, настройте связь заранее и напишите интервьюеру первым, представившись и сообщив, что вы готовы начать.

Приветствие

Начните собеседование с вежливого приветствия: «Добрый день, рад знакомству». Поблагодарите интервьюера за встречу с вами. HR-эксперт, руководитель Школы развития карьеры, член экспертного совета комитета по молодёжной политике Госдумы РФ Гарри Мурадян советует на офлайн-интервью садиться не строго напротив собеседников, а по диагонали. Во время диалога стоит смотреть человеку не в глаза, а на переносицу, подбородок. Так вы точно не потеряетесь под пристальным взглядом эйчара. 

Важно запомнить имена собеседников и при разговоре обращаться к каждому лично. Это произведет благоприятное впечатление.

Как действовать в ходе собеседования

Чаще всего эйчары предлагают сначала рассказать о компании, а затем дают слово вам. Выслушав собеседников,  вы получите более полное представление о том, куда пришли. С учетом этого, вам будет попроще поведать о своем опыте и о том, как вы будете полезны новому работодателю. После взаимного представления, позвольте эйчарам задать вопросы, после чего вы спросите то, что интересует вас. 

Виктория Пятница подчеркивает, что на интервью необходимо быть конкретным и последовательным, отвечать на вопросы по сути, без «воды». Если в вашей трудовой биографии есть какие-либо неприятные моменты в опыте (вынужденное увольнение, долгий перерыв в работе, выговоры), подготовьте заранее аргументы, почему это произошло, будьте краткими и конструктивными. 

Рассказывая о предыдущем рабочем опыта важно упомянуть, каких результатов вы достигли и как вы решали возникающие трудности. 

Завершение интервью

По окончании собеседования попросите работодателя дать вам обратную связь даже в случае отказа. Этот опыт поможет понять, что вам стоит улучшить и как именно вести себя на следующем интервью.

«Не забывайте после собеседования поблагодарить ваших собеседников и еще раз подчеркнуть заинтересованность в вакансии», — отмечает HR-эксперт. 

Что не говорить и как отвечать на неоднозначные вопросы

Гарри Мурадян отметил ряд фраз, которых следует категорически избегать на собеседовании:

  • Я не знаю…
    Такой ответ точно не в вашу пользу. Даже если вы действительно чего-то не знаете, попробуйте поискать возможные варианты, подумайте, постарайтесь найти выход из ситуации.
    Переформулируйте вопрос, начав его с фразы «Правильно ли я понял, что…» — и в это время порассуждайте над ответом. 

  • Это есть в моём резюме
    На собеседовании работодатель хочет увидеть, как вы разговариваете и ведёте дискуссию. Поэтому такой ответ вряд ли даст понять, какой вы человек.

  • У меня нет вопросов
    Обычно это значит, что человек не сильно заинтересован в происходящем, раз у него не возникает никаких вопросов. 

  • Расскажите, чем ваша компания занимается, а то я не успел погуглить
    Здесь соискатель сам признаётся, что совершенно не готовился к собеседованию и вряд ли заинтересован в вакансии. 

  • Я ненавижу свою нынешнюю работу! 
    Демонстрация негатива по отношению к прошлой работе покажет, что вы можете также возненавидеть и новую. Работодатели остерегаются соискателей, которые на интервью ругают своё бывшее начальство. Это может свидетельствовать и о том, что у соискателя проблемы при работе в команде.
    Даже если ваш прошлый начальник или коллектив действительно вели себя неподобающим образом, об этом лучше не упоминать.

  • Когда у меня будет отпуск? А повышение зарплаты? 
    Непрофессионально сразу требовать отпуск или повышение зарплаты, учитывая, что вы даже ещё не приняты на работу и не прошли испытательный срок.
    Если вас действительно очень интересует этот аспект, можно спросить мягче, например так: а каким образом у ваших работников формируется отпуск? индексируется ли зарплата? 

  • Мне всё равно, чем заниматься, лишь бы зарплата была не ниже предыдущей
    Работодателю с большой долей вероятности нужен человек, который осознаёт свои навыки, умения и желания. Такая фраза выдаёт некомпетентного сотрудника, который не может чётко сказать, что он умеет делать.

  • Мне очень нужна эта работа!
    Такие фразы как будто граничат с отчаянием. Ни о каких профессиональных качествах и требованиях в такой ситуации говорить не приходится.

Как говорить о зарплате и своих задачах

Вопрос о зарплате часто вызывает у соискателей наибольшие затруднения. Стоит ли вообще говорить о деньгах и как это сделать? На самом деле в собеседовании участвуют взрослые люди, и все понимают, что зарплата является одной из главных мотиваций к работе.

Конечно, не стоит с порога озвучивать, что вас интересует только деньги, тем более что помимо зарплаты важную роль играют рабочие задачи, коллектив, комфортный офис и другие аспекты. Разговор о зарплате можно начинать после того, как обсудили ваши навыки, вам рассказали о самом месте работы и у всех присутствующих на встрече уже сложилось впечатление друг о друге. 

Обычно эйчара рекомендуют не говорить первым о зарплате, а постараться выяснить, какая в компании вилка. «Не начинайте самостоятельно разговор о заработной плате. Подождите, пока вас спросят, — советует Виктория Пятница. — Не озвучивайте конкретную цифру по оплате труда, лучше определить комфортный для вас диапазон, тем более что в компании могут быть дополнительные средства стимулирования и мотивации труда». 

Вот ещё несколько рекомендаций от профессионального эйчара:

  1. Лучшего всего задавать открытые вопросы: «как устроено?», «по каким критериям?», «почему?». Собеседник будет отвечать развёрнуто и даст ценную информацию, которая иначе бы не появилась.
  2. Не стоит просить эйчаров дать оценку компании. На вопросы, высокие ли тут зарплаты, хороший ли коллектив и условия, — скорее всего, будут даны общие ответы: платим хорошо, в команде все дружат, а условия самые лучшие.
  3. Вряд ли на собеседовании вам смогут прокомментировать лично ваши перспективы в компании. Лучше всего спрашивать об общем устройстве компании, системе бонусов и повышений, корпоративной культуре. Примерный список вопросов может выглядеть следующим образом:

— Как в вашей компании выстроена система карьерного развития?

— С какими задачами сталкивается специалист на этой должности? Могу ли я увидеть примеры?

— Предусмотрены ли бонусы для сотрудников? Какая у вашей компании корпоративная культура? Каким образом выплачивается зарплата? 

Помните: чтобы получить предложение о работе, на собеседовании вам необходимо быть доброжелательным, уверенным в себе, опрятно выглядеть, а также обладать взвешенной и цельной оценкой собственных качеств. Работодатели ценят высокую мотивацию и тех соискателей, которые могут её продемонстрировать.

Реклама от партнера