Тестируем систему быстрых платежей ЦБ РФ

В начале 2019 года Банк России заявил о запуске с 28 января системы быстрых платежей (СБП). Проект реализуется в рамках развития финансовой инфраструктуры страны и позиционируется как надёжный и удобный способ платежей и переводов. О том, как работает СБП, каковы её возможности и как ими воспользоваться, расскажем в этой статье.

Что такое СБП и для чего она нужна

СБП – это комплекс организационных, финансовых и технических элементов, предназначенный для платежей и переводов между клиентами банков по простым идентификаторам. В качестве последних могут использоваться номера мобильных телефонов, е-мейлы, аккаунты в соцсетях, QR-коды и другие уникальные реквизиты.

Проект реализуется Ассоциацией ФинТех под эгидой ЦБ РФ, а его участники – российские банки.

СБП даёт возможность осуществлять платежи и переводы денежных средств моментально и в круглосуточном режиме.

Сервис находится под управлением Банка России, в роли операционного центра выступает Национальная система платёжных карт.

Проект сулит конечным пользователям:

  • доступный способ межбанковских переводов без необходимости знать и помнить номера счетов и карт;
  • высокую скорость операций (в пределах 15 сек.);
  • низкую оплату за услуги;
  • высокую степень надёжности и защищённости транзакций.

СБП ЦБ РФ нельзя назвать инновацией на российском финансовом рынке. Так, через Сбербанк Онлайн обладатель дебетовой карты этого банка может перевести деньги на карту другого лица по номеру мобильного телефона последнего. Правда, эта операция возможна только в случае, если получатель – клиент Сбербанка, банка Тинькофф или Совкомбанка (опция пока доступна только в мобильном приложении Сбера). СБП расширяет этот функционал до переводов между любыми банками-участниками системы.

Планы и реальность

Планировалось, что на первом этапе функционирования СБП в пилотном режиме её участниками будут 12 банков, в том числе Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, Тинькофф Банк и другие. Крупнейшая кредитная организация России – Сбербанк – в этом перечне отсутствует. Впоследствии к «пионерам» должны присоединиться ещё 40 финучреждений.

Пока возможности СБП ограничены переводами денег между счетами физлиц. В дальнейшем предполагается внедрение платежей в адрес юрлиц (коммуналка, налоги, штрафы, госулуги и т.п.).

28 января 2019 года началось тестирование сервиса. Запуск для всех пользователей систем онлайн-банкинга в конце февраля подтвердили Ак Барс Банк, Промсвязьбанк, Росбанк, СКБ-Банк и Тинькофф Банк.

Другие финучреждения сделают это позднее, по мере технической готовности, подключая последовательно отдельные категории пользователей интернет- и мобильных банков. Часть игроков рынка вначале обеспечат доступность входящих переводов, а затем и исходящих.

Сколько можно переводить и сколько это стоит

Для финучреждений услуга стала платной с 2020 года, комиссия ЦБ РФ составит от 50 коп. до 3 руб. за один платёж (перевод). Она будет взиматься как с банка-отправителя, так и с банка-получателя.

Максимальная сумма одного перевода физлица через СБП – 600 тыс. руб. Комиссии за операции для клиентов устанавливаются банками.

Многие финучреждения устанавливают комиссии на уровне тех, которые существуют для модели Card2Card.

Как использовать СБП

Чтобы воспользоваться возможностями СБП, необходимо:

  • быть клиентом банка-участника СБП (это относится к отправителю и получателю);
  • иметь доступ к онлайн-банку.

СБП доступна всем клиентам банков-участников, дополнительное подключение не требуется.

Система быстрых платежей даёт возможность установить банк для получения средств по умолчанию. Если у одного человека открыты счета в разных банках, он может выбрать тот, в который будут поступать переводы. Возможность получать деньги на другие счета также сохраняется, для этого отправителю достаточно выбрать «Другой банк» в форме перевода.

Отказаться от назначения банка по умолчанию можно при обращении в банк. Например, в Тинькофф Банке достаточно сообщить о своём желании оператору колл-центра или чата. Если при наличии счетов в разных банках пользователь не выбрал финучреждение по умолчанию, то отправитель будет видеть список всех кредитных организаций-участников СБП.

Рассмотрим процедуру назначения счёта по умолчанию и отправки перевода на примере Тинькофф Банка.

Выбор «банка по умолчанию»

В личном кабинете онлайн-банка в основных настройках есть опция подключения к СБП. В мобильном приложении её можно найти в разделе «Контакты и переводы».

Нужно нажать на «Подключить» и подтвердить операцию кодом из СМС. После выполнения этих действий Тинькофф станет «банком по умолчанию».

Подключение «банка по умолчанию» в личном кабинете Тинькофф Банка

Подключение «банка по умолчанию» в личном кабинете Тинькофф Банка

Отправка перевода

Для совершения перевода через СБП необходимо войти в личный кабинет, перейти на страницу «Платежи» и выбрать раздел «Людям».

Выбор варианта перевода в личном кабинете Тинькофф Банка

Выбор варианта перевода в личном кабинете Тинькофф Банка

Далее нужно перейти во вкладку «По номеру телефона» и заполнить открывшуюся форму:

  • ввести номер телефона получателя;
  • если у получателя выбран банк по умолчанию, система автоматически подтянет его в форму;
  • при желании ввести сообщение получателю (до 140 символов);
  • указать сумму перевода – от 10 до 150 000 руб.;
  • нажать кнопку «Перевести».
Форма перевода по номеру телефона в личном кабинете Тинькофф Банка, если выбран «банк по умолчанию»

Форма перевода по номеру телефона в личном кабинете Тинькофф Банка, если выбран «банк по умолчанию»

Если банк для зачисления средств не установлен или необходимо перевести деньги в другое учреждение, нужно выбрать способ перевода – другой банк. Далее в выпадающем списке выбрать банк, при этом система проверит наличие клиента с таким номером телефона в базе и в случае успеха подтянет имя в форму.

Форма перевода по номеру телефона в личном кабинете Тинькофф Банка, если «банк по умолчанию» не выбран

Форма перевода по номеру телефона в личном кабинете Тинькофф Банка, если «банк по умолчанию» не выбран

После совершения платежа система предлагает получить квитанцию по операции или создать на её основе шаблон.

Сообщение после отправки перевода по СБП через Тинькофф Банк

Сообщение после отправки перевода по СБП через Тинькофф Банк

Возможные проблемы

Следует иметь в виду, что любой пользователь системы может узнать по номеру телефона (путём ручного перебора), есть ли у его владельца счета в банках-участниках СБП. В одних финучреждениях (Тинькофф) эта информация отображается при выборе банка-получателя, в других (Альфа-Банк) – при попытке отправить перевод. Доступность такой информации может сыграть на руку мошенникам. Защита тут одна – отключение сервиса. В этом случае клиент становится «невидимым» для других пользователей системы.

Как отключить СБП

Отказаться от участия в СБП можно по заявке через онлайн-чат или колл-центр. «После отключения опции никто не сможет перевести вам деньги через Систему быстрых платежей. Возможность перевода по номеру карты и другим реквизитам сохранится. Повторное подключение происходит тем же способом, что и отключение. По звонку или при обращении в чат банка» – сообщили в службе поддержки клиентов Тинькофф Банка.