Как организовать бюджет фрилансеру
Фрилансер – уязвимый профессионал. Вопрос финансовой защиты для него важнее, чем для штатных сотрудников с оплатой отпускных, больничных и выходных пособий. Предлагаем использовать 5 лайфхаков, чтобы разумно организовать личный бюджет при нестабильных доходах.
Специфика фриланса
Бюджет свободного художника строится исключительно на разовых, реже постоянных заказах. При потере заказчиков происходит остановка или сокращение объёма работы и поиск новых клиентов. И так каждый раз.
Особенности удалённой работы:
- Опытные фрилансеры формируют пул постоянных заказчиков, чтобы хоть как-то обеспечить финансовую стабильность. Иногда они сочетают удалённую работу в штате на полставки и разовые подработки. При разумно сформированном портфеле заказов, реально зарабатывать в любой точке мира сумму не меньшую, чем штатный персонал.
- Начинающие фрилансеры, которые ищут заказы на биржах и в соцсетях, часто зарабатывают копейки и постоянно сталкиваются с недоплатой. Планировать бюджет в таких условиях нет смысла – для начала нужно выйти на определённый уровень стабильных доходов.
Бюджет копирайтера, веб-дизайнера и других удалёнщиков часто строится по принципу: «то густо, то пусто». Поэтому финансовое планирование для них – вопрос выживания.
Способы организации личного бюджета, описанные ниже, больше подойдут для людей опытных, сумевших не только выжить и не утонуть в суровом море фриланса, но и зарабатывать не менее 20-80 тыс. рублей в месяц.
1. Считаем доходы и расходы
Для планирования бюджета нужно для начала взять под контроль доходы и расходы, записывая их в таблицу в экселе или специальные приложения (например, Дзен Мани или другие с синхронизацией с картами). В помощь фрилансеру также чат-боты в мессенджерах, например, @MymMymBot в телеграм.
Далее необходимо:
- Определить размер дефицита или профицита бюджета, а также статистику проседаний доходов.
- Оптимизировать бюджет: убрать ненужные траты и добавить дополнительные источники доходов.
- Рассчитать с учётом прошлых неблагополучных периодов сколько требуется денег, чтобы их пережить.
Смысл этих операций в том, чтобы вычислить сумму профицита или наоборот дефицита, а также найти дыры в бюджете, в которые утекают финансы.
В случае дефицита, который, скорей всего, латается с использованием кредитной карты или при помощи родственников, необходимо срочно урезать расходы и искать более прибыльных заказчиков. Если ничего не получается, лучше устроиться на работу в офис с гарантированным заработком.
Если доходы превышают расходы, этими деньгами можно оперировать, откладывая на чёрный день или инвестируя в финансовые инструменты. Скажем честно, инвестирование для большинства удалёнщиков – недостижимая мечта. Но стремиться к этому стоит.
2. Формируем подушку финансовой безопасности
Если штатный сотрудник при увольнении получит зарплату, а иногда и выходное пособие за 2 месяца, фрилансер, от которого отказался заказчик не получит ничего. Никто не оплатит также больничные, отпускные, премии и даже пенсию в старости (кроме разве что минималки). В этом минус фриланса.
Поэтому 10%, которые финансовые эксперты советуют откладывать для формирования подушки безопасности, удалёнщика не спасут. Если фрилансер наконец встал на ноги на удалённой работе и ощутил нормальный приток средств, необходимо серьёзно подойти к вопросу формирования резервного фонда или подушки безопасности.
Правила:
- откладывать больше, чем остальные, т.е. не 10%, а 20-30%, а лучше один крупный гонорар за год, чтобы сразу сформировать капитал;
- для ипотечного заёмщика резерв должен быть не 2 месяца, а не менее 3-6 месячного бюджета семьи с учётом кредитных платежей;
- не лезть в резервный фонд каждый раз, когда появился новый айфон – эти средства лучше аккумулировать на счету в банке, чтобы не было соблазна ими воспользоваться;
- конечная цель не только отложить на чёрный день и пенсию, но и сформировать пассивный доход (от сдачи жилья в аренду, вклада, яндекс-дзена или других источников).
Для формирования резервного фонда удобно использовать вклад с ежемесячным пополнением или карту, по которой предусмотрено начисление процентов на остаток.
Для будущей пенсии нужно выбрать частный фонд (НПФ) или страховщика жизни с хорошей репутацией. Учтите, что забрать деньги в случае форс-мажора без потерь не получится. На пенсию накапливают и на долгосрочном депозите. Для самозанятых лиц есть возможность также вносить взносы в Пенсионный фонд в добровольном порядке (суммы от 29,3 тыс. рублей при доходе до 300 тыс. рублей в год).
3. Ищем крупных постоянных заказчиков
Нет никакого смысла увеличивать количество копеечных заказов на биржах или других сайтах для фрилансеров. Разве чтобы набить руку новичку. Тратятся силы, но это не приносит ни стабильных доходов, ни будущего.
Лучше сосредоточиться на поиске крупных компаний, которые ищут SMM-щиков, копирайтеров, программистов, веб-дизайнеров и других удалённых специалистов и готовы предложить хорошую оплату. Идеально, если в итоге оформляется гражданско-правовой договор об оказании услуг на год или произойдёт принятие в штат как совместителя или удалёнщика. Это гарантирует хоть какую-то стабильность в будущем.
Копирайтерам, художникам, фотографам, SMM-кам важно также искать зарубежных клиентов, поскольку оплата будет на порядок выше. К тому же это поможет сформировать заработок в валюте, что является дополнительной диверсификацией рисков. Если планируете в будущем эмиграцию, то проникновение на зарубежный рынок обязательно. Благо границ в интернете не существует.
4. Анализируем причины падения доходов
Допустим фрилансер теряет заказчика. Одного, второго, третьего. Причиной может быть низкое качество работы из-за большого количества набранных заказов (бич всех кто работает на биржах), неправильно выстроенный тайм-менеджмент, отсутствие нужных навыков или что-то другое.
Уход заказчика сводит на нет личный финансовый план и истощает резервный фонд. Теряется шанс на инвестирование и увеличение дохода за счёт процентов.
Поэтому важно проанализировать причины потери дохода и устранить их. Если нужно получить дополнительные знания, чтобы привлечь более крупных клиентов, то это имеет смысл сделать как можно скорее.
5. Не игнорируем государственную помощь
Для фрилансера лучше выбрать статус самозанятого лица с уплатой налога в 4% за доход от других физлиц и 6% за сотрудничество с юрлицами. С этих сумм отчисления в соцфонды не делаются, но зато это официальный статус, а значит можно в случае чего претендовать на кредиты, визы, вид на жительство в другой стране, а также получать государственную помощь.
Например, в разгар пандемии самозанятые лица получали пособия по безработице в размере МРОТ (12,1 тыс. рублей). Деньги небольшие, но и эта помощь не будет лишней в случае кризиса.
Не забываем также о налоговых вычетах, при покупке-продаже квартиры, оформлении ипотеки, оплате долгосрочных страховок. Для получения статуса самозанятого нужно встать на учёт в налоговой. При желании можно подать заявление в Пенсионный фонд, чтобы добровольно перечислять взносы.
Ошибки фрилансера
Основная ошибка: злоупотреблять кредитованием. Нестабильные заработки подталкивают к этому, но для фрилансера кредитные карты и онлайн-займы в МФО опасны. Затраты на кредиты увеличивают расходы и маскируют проблемы в работе.
Например, заказчик задерживает выплаты на месяц и фрилансер вздохнув, привычно влезает в кредитку. Если это происходит регулярно, то за такое сотрудничество исполнитель переплачивает из своего кармана, плюс увеличивает стресс. Разумней поговорить с заказчиком и решить вопрос: либо переложить на него личные расходы, либо требовать предоплату, либо попрощаться и найти другого клиента.
Ещё одна ошибка: не стремиться сократить разрыв между оплатой заказов. К примеру, копирайтер получил деньги за написание статей 15 числа. Если следующий транш поступает через 1,5-2 месяца, это ненормально. В идеале никаких ям или дыр в статье доходов быть не должно. Каждые две недели должны быть денежные поступления, позволяющие держаться на плаву. Разовые крупные заказы могут оплачиваться в любые сроки, в рамках договорённостей.
Чем стабильней работа с людьми и компаниями, тем больше зарабатывает фрилансер. Стремитесь не менять заказчиков, как перчатки, а стать для них незаменимым сотрудником.