Как бороться с навязчивыми звонками и СМС из банков
Банки продают свои услуги разными способами. Один из них – реклама в СМС и звонки потенциальным клиентам. О том, что делать, если предложения кредитного учреждения стали навязчивыми, расскажем в статье.
Почему звонят вам
Часто звонят и пишут бывшим или действующим клиентам, для которых есть предодобренное предложение. Если вы постоянно получаете такие предложения, значит числитесь среди проверенных клиентов, часто пользуетесь услугами банка и т.д.
Иногда звонят случайным людям. Особенно перед праздниками, а также в период, когда в банке действуют сезонные предложения. Нередко в ход идут психологические уловки. Клиенту говорят, что таких выгодных кредитов не было и не будет. Могут уверять, что кредиткой не обязательно пользоваться, можно просто хранить её дома, пока не понадобится.
Как решить вопрос с банком
Сообщение о выгодном кредите – это реклама. Такие звонки и СМС подпадают под действие Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Немногие знают, но навязчивые предложения банков – это нарушение. По закону, любое распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе с помощью телефона, разрешается лишь при согласии адресата. Если абонент – клиент банка, есть вероятность, что он дал такое согласие (оно часто скрывается среди документов на кредит, карту или вклад). Однако человек, который с банком или его партнёрами ранее никогда не взаимодействовал, точно не мог дать согласия на получение предложений. Значит, можно смело жаловаться.
Однако юристы советуют не хамить и не грубить сотрудникам банка по телефону. Вежливо откажитесь и попросите добавить вас в стоп-лист (список тех, кто отказался от получения рекламы).
Если звонки не прекратились, а вы хотите решить вопрос мирно, составьте претензию с требованием прекратить звонки или рассылку предложений, а также отзовите согласие на обработку персональных данных (если оно было дано ранее).
Если с банком клиент ранее не сотрудничал, есть смысл узнать, откуда кредитное учреждение узнало личные данные. Напишите заявление по официальным реквизитам организации и потребуйте:
- сообщить, из каких источников они получили ваши данные;
- сообщить, кому они передавали ваши персональные данные;
- удалить все ваши персональные данные и уведомить об этом.
Банк может не отвечать или отказаться разглашать источник. Но звонки после такого часто прекращаются. Куда обращаться, если звонки не прекратились, расскажем далее.
Жалоба сотовому оператору
Немногие знают, что пожаловаться на банк можно сотовому оператору. Перед этим проверьте пару моментов. Прочтите договор на оказание услуг мобильной связи. Предусмотрено ли в нём согласие абонента на получение рекламных сообщений? Что говорится о рекламе в правилах оказания услуг мобильной связи (смотрите документ на сайте оператора)? Если согласие было дано, подайте оператору официальное заявление об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения. Укажите, откуда приходят нежелательные звонки и СМС.
Обратите внимание: оператор бесплатно обязан прекратить рассылку с абонентского номера, указанного в обращении.
Направлять оператору обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании.
Если представитель компании будет говорить о том, что клиент сам дал согласие на получение рекламных сообщений, напомните, что по закону это согласие можно отозвать.
Жалоба в ФАС
Если звонить и писать СМС стали с других номеров, а обращения в банк не помогли, обращайтесь в ФАС. Федеральная антимонопольная служба занимается нарушениями в сфере рекламы. Ведомство не только расследует дела о нарушениях, но и штрафует банки. Например, в Хабаровском крае банк получил штраф 100 тыс. руб. за звонок с предложением финансового продукта.
Заявление подавайте в письменном виде. Форму смотрите на сайте ФАС. Приложите документы:
- копию обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств получения письма;
- фото или скриншоты рекламных сообщений;
- детализацию выписки по абонентскому номеру.
В заявлении укажите все сведения, которые известны:
- кто звонил или присылал сообщения;
- период поступления рекламы;
- номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;
- отношения с отправителем рекламы;
- требование.
Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России. Если ведомство приняло решение не в пользу абонента, стоит обратиться в суд.
Пожаловаться в ФАС можно и в том случае, если клиент не против получать предложения о кредитах, но недоволен предоставлением неполной информации.
Нередко банки рассказывают только о самых привлекательных сторонах продукта, умалчивая об остальных. В этом случае жалуйтесь на нарушение ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 закона «О рекламе». Там говорится о том, что банк не вправе распространять рекламу кредитов без указания всех существенных условий, влияющих на стоимость займа. В 2019 году за подобное оштрафовали банк «Восточный». Кредитному учреждению выписали штраф в размере 350 000 руб.
Как доказать навязанный кредит
Установите на мобильный специальное приложение, которое записывает звонки. Чтобы разговор приняли как доказательство навязывания услуг или предоставления неполной информации, введения в заблуждение, должно быть понятно:
- кто и из какого банка звонит;
- кому звонят (должно прозвучать ФИО клиента);
- с какой целью звонят (с рекламной целью);
- номер банка (скажите, что неудобно говорить, и спросите, на какой телефон можно перезвонить).
Какая компенсация положена
Обратившись в банк, ФАС или суд, клиент может добиться не только прекращения нежелательных звонков, но и возмещения вреда. Компенсация будет выплачена, если был причинён моральный или денежный ущерб. Банки возмещают от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Есть положительная судебная практика. Однако факт причинения ущерба ещё нужно доказать.
Один из способов – указать на то, что звонки отвлекают от работы, поскольку происходят в рабочее время. Моральный ущерб доказать сложнее. Компенсацию выплатят, если банк настолько надоел абоненту, что последний вынужден обращаться к врачу.