Интернет-эквайринг
Оплата товаров и услуг во всемирной сети для многих стала обыденным занятием, и делается это разными способами, в том числе посредством интернет-эквайринга. В статье расскажем о том, что представляет из себя и как работает эта технология, какими особенностями обладает, кто и каким образом может получить к ней доступ.
Интернет-эквайринг: что это такое и на кого он ориентирован
Интернет-эквайринг – это разновидность эквайринга, его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить приём банковских карт для оплаты покупок в интернете.
Основное отличие интернет-эквайринга от торгового заключается в том, что для оплаты товара или услуги покупателю не требуется вступать в непосредственный контакт с продавцом.
При совершении платежа используется не сама пластиковая карта, а её реквизиты: имя и фамилия владельца, номер, срок действия, CVC/CVV2-код. Для приёма оплаты продавцу требуется не торговое оборудование (кассы, POS-терминалы), а программное средство (платёжный модуль), встраиваемое в сайт.
Иногда под интернет-эквайрингом понимают любой способ оплаты покупок через интернет: со счетов мобильных телефонов, электронных кошельков. Но мы склонны (и рекомендуем вам) рассматривать интернет-эквайринг, как технологию приёма оплаты товаров и услуг именно банковскими картами. В эквайринге обязательным участником является эквайер, а это возможно только в случае, если покупатель расплачивается пластиком. Последний может не иметь физического носителя и выпускаться в форме виртуальной карты, предполагающей только реквизиты, необходимые для совершения покупок онлайн.
Как работает интернет-эквайринг
Оплата покупки при интернет-эквайринге состоит из цепочки последовательных операций (транзакция), в которой участвуют:
- покупатель – владелец пластика;
- продавец – интернет-магазин (онлайн-сервис);
- платёжный сервис (агрегатор, провайдер) – не обязательный элемент;
- банк-эквайер;
- платёжная система;
- банк-эмитент, выпустивший карту.
Операции выполняются в следующей последовательности:
- покупатель – пользователь сайта для совершения оплаты попадает на платёжную страницу и указывает там реквизиты пластика;
- платёжный модуль сайта сообщает сведения платёжному сервису (если он является обслуживающей стороной), тот передаёт их банку-эквайеру, затем они попадают в платёжную систему, а та направляет их банку-эмитенту;
- банк-эмитент проверяет, достоверны ли сведения, активна ли карта, при подключении к 3D-Secure направляет СМС покупателю с кодом подтверждения, который тот указывает в процессе оплаты;
- если проверка проходит с положительным результатом, в обратном направлении движется подтверждение;
- затем по тому же маршруту «путешествует» запрос платёжного модуля сайта на списание средств с карточного счёта покупателя;
- если денег на счёте хватает для оплаты, банк-эмитент списывает их;
- на расчётный счёт продавца деньги, за вычетом комиссии, «падают» в соответствии с порядком обслуживания.
Посредником между продавцом и покупателем выступает платёжный модуль, виртуальный аналог POS-терминала торговой точки. Он интегрируется с системой управления сайтом, с одной стороны, и личным кабинетом продавца – с другой. Платёжный модуль поставляется обслуживающей продавца стороной (платёжным сервисом, банком-эквайером) и настраивается на сайте. Также продавец получает доступ в личный кабинет, где он контролирует историю операций, формирует статистику, управляет продажами и настраивает параметры рабочей среды.
Плюсы и минусы интернет-эквайринга
Интернет-эквайринг даёт возможность:
- совершать оплату покупок без непосредственного контакта покупателя с продавцом (никому не надо никуда ехать);
- продавцам – расширять клиентскую аудиторию, принимать оплату в режиме 24/7, экономить на кассирах и кассовом оборудовании.
Среди дополнительных (но не гарантированных) возможностей интернет-эквайринга отметим:
- оплату в один клик, без необходимости ввода реквизитов карты, при совершении повторной покупки на сайте;
- заморозку средств покупателя, позволяющую обходиться без утомительной процедуры возврата средств с расчётного счета продавца при отсутствии товара на складе;
- рекуррентные платежи (подтверждается первый, остальные выполняются на автомате по его подобию);
- выставление счетов на оплату по СМС и электронной почте.
К минусам интернет-эквайринга можно отнести: более высокие комиссии за оборот по сравнению с торговым эквайрингом; повышенные риски как для покупателей, так и для продавцов попасться на удочку злоумышленников.
Как подключить интернет-эквайринг
Подключить интернет-эквайринг можно, подав заявку в банк или платёжный сервис. Такую услугу оказывает, к примеру, Альфа-Банк, обслуживающий как физлиц (вклады, кредиты, карты и т.д.), так и юрлиц. Форма подачи заявки, состав документов, необходимых для её рассмотрения и подключения услуги, не унифицированы и определяются обслуживающей стороной. Последняя может выставить и требования к содержанию и оформлению сайта, при несоблюдении которых сотрудничество окажется невозможным.
По результатам рассмотрения заявки составляется договор, и после его подписания сторонами на сайте заказчика устанавливается и настраивается платёжный модуль. Как правило, обслуживающая сторона размещает подробные инструкции для пользователей о том, как это сделать, а при необходимости можно обратиться в техподдержку. Также производится настройка личного кабинета.
Расценки на интернет-эквайринг
В таблице приведены сведения о стоимости услуг интернет-эквайринга, который предлагают некоторые российские банки и платёжные сервисы:
Поставщики услуги | Комиссия за оборот | Условия |
Банки | ||
Альфа-Банк | 2,4% | зачисление средств на р/с на следующий день после операции |
3,5% | мгновенное зачисление на р/с | |
ФК Открытие | 2,5% | при обороте до 1 млн руб. в месяц |
индивидуально | при обороте свыше 1 млн руб. в месяц | |
Тинькофф | 2,19-2,79% | в зависимости от оборота и наличия р/с в Тинькофф |
Платёжные сервисы | ||
Robokassa | 2,3-3,7% | в зависимости от тарифного плана |
Яндекс.Касса | 2,8% | при обороте свыше 1 млн руб. в месяц |
3,5% | при обороте до 1 млн руб. в месяц | |
индивидуально | при обороте свыше 5 млн руб. в месяц |
Подключив интернет-эквайринг, владелец сайта превратит его в полноценный интернет-магазин или платный сервис. Вряд ли это приведёт к немедленному и существенному росту выручки, но, без сомнения, будет способствовать развитию бизнеса и укреплению конкурентных позиций на рынке.