Финансовые пирамиды маскируются под ювелирные магазины
В России начала действовать компания, которая выдаёт себя за ювелирный магазин и обещает покупателям кэшбэк от 130% до 200% с суммы покупки. В чём обман и как не попасться на удочку аферистов, расскажем в статье.
Что это за компания
B2B Jewelry – изначально украинская ювелирная компания. В России бизнес начал работать недавно, но уже наделал много шума. Компания привлекает клиентов тем, что предлагает кэшбэк за покупку, который превышает стоимость изделия. Одна точка продаж работает в Москве, в самом центре города. Также магазины работают в Твери, Владимире, Туле и Калуге.
B2B Jewelry рассказывает о себе как о лидере украинского рынка ювелирных изделий и заявляет об опыте работы больше 20 лет. Хотя по факту организация появилась в 2018 году.
Сеть магазинов создана на базе завода «Шарм», он располагается в городе Ладыжин под Винницей. Основатель проекта – Николай Гонта. По официальной информации компании, он открыл мастерскую ювелирных изделий в 1999 году, она была в городе Винница. Через какое-то время вместо неё возник ювелирный завод «Шарм», а затем он перерос в проект B2B Jewelry. Гонта в интервью настаивает на том, что его компания – всего лишь сеть ювелирных магазинов и не больше. Кэшбэк – якобы лишь программа лояльности.
При этом компания продвигает именно кэшбэк, а не сами ювелирные украшения. На странице B2B Jewelry в соцсетях почти нет фотографий ювелирных изделий, зато есть информация о том, как можно заработать.
Что предлагают покупателям
На каждом ценнике помимо стоимости изделия покупатели видят ещё одну сумму – кэшбэк, который получат после покупки украшения. Выплачивать деньги обещают в течение года.
Общая сумма кэшбэка превышает стоимость украшения. При этом размер возврата зависит от цены покупки. Например, в Москве после приобретения серебряного изделия можно вернуть 208% за год, а при покупке украшения из золота – 130%.
Покупатель не только возвращает потраченную сумму, но и якобы может заработать.
Высокий процент кэшбэка объясняют тем, что в ювелирном бизнесе большая накрутка на цену изделия (украшения продают значительно дороже себестоимости), и благодаря большому обороту B2B Jewelry может себе позволить выплачивать клиентам кэшбэк. По сути получается, что деньги одним клиентам выплачивают за счёт других.
Раньше в продаже были сертификаты на ювелирные изделия, за них обещали самый большой кэшбэк. Но после кризиса их продажу прекратили, рассказали Forbes в салоне сети в Москве.
Помимо возврата денег за покупки компания обещает бонусы тем, кто приводит в проект друзей и знакомых. Существует система рангов. Чем больше человек приводит клиентов, тем выше его ранг и получаемый процент. Есть «новички», «менеджеры», «наставники», «мастера» и «директора». Также существует ранг «золотой директор» или «золотой наставник». Самый высокий – «диамант». Такой ранг получает человек, который привёл людей, потративших на украшения $100 млн. За это фирма обещает отдать клиенту бонус в 19% от суммы покупок его команды.
У компании больше 400 тыс. клиентов. Многие – пенсионеры, которые ищут возможность дополнительного дохода.
Признаки финансовой пирамиды
Как рассказали Forbes в департаменте противодействия недобросовестным практикам ЦБ, в работе компании наблюдаются признаки финансовой пирамиды. Участились жалобы от клиентов, которым по факту не выплатили обещанные деньги. В Харькове в конце мая даже был случай нападения обманутых покупателей на магазин. Владелец компании тогда заявил, что из-за кризиса компания на время приостановила работу и не имела возможности выплачивать клиентам обещанные бонусы. По его словам, 38 тыс. клиентов не получили суммы, на которые рассчитывали.
Проблема для покупателей заключается в том, что выплату процентов никто не гарантирует.
Все обещания прописаны как обычная программа лояльности. Изменить её условия или отменить полностью могут в любое время. И никаких последствий для компании это иметь не будет.
Кроме того, среди признаков финансовой пирамиды в работе B2B Jewelry выделяют использование сетевого маркетинга в качестве метода агрессивного продвижения через большую сеть клиентов, а также обещания неадекватно высокой доходности. Сам принцип получения дохода непрозрачен. Компания по факту предлагает клиентам возврат больше стоимости купленных украшений, соответственно, бизнес-модель убыточна, и из чего формируют выплаты – неясно. Доход инвестора зависит от того, сколько новых людей в проект он приведёт, что тоже говорит о финансовой пирамиде. Но от классической пирамиды B2B Jewelry отличает то, что компания занимается продажей товаров, а не просто собирает деньги с участников.
Кроме того, признаком пирамиды можно считать и то, что её пытаются замаскировать под реальный бизнес, играя на том, что золото – надёжный в глазах многих людей актив.
По сведениям Forbes, украинская Генпрокуратура имеет претензии к компании – в частности, подозревает совладельцев B2B Jewelry в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, а также в том, что они использовали благотворительный фонд, чтобы выводить средства.
Почему жаловаться бесполезно
Дело в том, что компания не подпадает под регулирование Банка России и Нацбанка Украины, так как это не финансовая компания. Поэтому обманутые покупатели, не получившие ожидаемый доход, не смогут подать жалобы регулятору или иски в суд. Судиться можно только в том случае, если обязательства прописаны в договоре, чего в случае с B2B Jewelry нет. Есть вариант – пожаловаться в ФАС на недобросовестную (то есть не соответствующую реальности) рекламу. Если жалобу признают обоснованной, компания получит штраф, но деньги клиентам не вернут.
В ЦБ напоминают, что прежде чем вкладывать деньги в проект, важно изучить деятельность компании, ознакомиться с отзывами, понять суть схемы и оценить реальность предложения.