Договор эквайринга
При подключении услуги эквайринга с клиентом заключают договор. Он содержит условия обслуживания, тарифы, порядок их изменения и другие важные пункты. Как выглядит договор эквайринга и на что обратить внимание, подписывая его, расскажем далее.
Что такое эквайринг
Эквайринг – возможность принимать оплату банковскими картами и мобильными телефонами по технологии NFC. В схеме участвуют продавец, покупатель и банк-эквайер. Последний устанавливает платёжные терминалы и обеспечивает транзакции, за каждую берёт процент.
Выделяют торговый эквайринг (для кафе, ресторанов, торговых точек и т.д.), мобильный (терминал подключается к смартфону) и интернет-эквайринг (платежи в интернет-магазинах). У каждого есть особенности, которые банк подробно расписывает в договоре эквайринга. Это основной документ по предоставляемой услуге, который определяет взаимоотношения банка и клиента.
Обратите внимание, что подключение эквайринга необходимо торговым точкам с оборотом от 60 млн руб. в год. Закон обязывает их принимать к оплате карты.
Однако сейчас эквайринг подключают почти все компании и ИП, поскольку это увеличивает поток клиентов.
Заключение договора эквайринга с банком
Чтобы заключить договор эквайринга, необходимо подать заявку в банк вместе с пакетом документов. Если ИП или руководитель компании уже являются клиентами кредитного учреждения, достаточно оставить заявку по телефону или в интернет-банке. Если нет, потребуется заполнить форму на сайте или обратиться в офис лично, чтобы составить заявление о присоединении к условиям проведения расчётов между банком и предприятием по операциям с использованием банковских карт.
В типовом виде форма содержит поля для следующих данных:
- сведения о компании – наименование, ИНН, КПП, банковский счёт, контакты, адрес (для ИП – ФИО);
- указание на необходимую услугу – торговый эквайринг или интернет-эквайринг;
- согласие на условия, которые предлагает банк;
- информация о торгово-сервисных точках компании (их контакты, адреса, средний чек, число терминалов, принимали ли ранее карты и по какой технологии).
Чтобы заключить договор эквайринга, ИП понадобятся следующие документы:
- анкета-заявление о присоединении к договору оказания услуг;
- паспорт или доверенность на представителя, если документы в банк подаёт не лично ИП;
- для иностранного лица – бумаги, которые подтверждают законность пребывания в РФ.
Некоторым категориям заявителей нужны дополнительные бумаги:
- для нотариусов – лицензия и документ о назначении на должность;
- для адвокатов – удостоверение адвоката, бумаги о регистрации в реестре адвокатов, документ о создании адвокатского кабинета;
- для арбитражного управляющего – бумаги о том, что управляющий состоит в саморегулируемой организации.
Юрлицу для заключения договора эквайринга с банком потребуются:
- анкета-заявление о присоединении;
- протокол общего собрания учредителей;
- паспорт руководителя или доверенность на представителя.
На филиал юрлица дополнительно нужно предоставить положение об обособленном подразделении. Если банку потребуются другие бумаги, он имеет право их запросить. К примеру, это могут быть документы, подтверждающие права на использование домена (для интернет-магазинов).
Некоторые банки позволяют подписывать договоры эквайринга удалённо.
Как выглядит договор банковского эквайринга
Многие банки выкладывают на сайтах образец договора эквайринга. Это удобно, поскольку клиент может в спокойной обстановке ознакомиться с условиями, прочитать написанное мелким шрифтом, и в результате прийти на сделку с полным представлением о будущей услуге. Если образца договора на сайте нет, детально изучите имеющиеся документы. Они могут называться «Правила предоставления услуги», «Условия эквайринга» и т.д.
На сайте ВТБ размещена форма договора об обслуживании держателей платежных карт. Он включает 12 разделов, оговаривающих:
- термины и определения;
- предмет договора;
- виды принимаемых к обслуживанию карт (в базовом варианте это должны быть карты Виза и Мастеркард, а также МИР);
- вознаграждение банка;
- права и обязанности сторон;
- признаки недействительной расчётной информации;
- ответственность сторон;
- регламент действий при обстоятельствах непреодолимой силы;
- порядок урегулирования конфликтов;
- вступление договора в силу и срок действия;
- прочие условия (о неразглашении информации, приложениях, изменении договора);
- реквизиты сторон.
К договору прилагаются:
- заявление о присоединении;
- заявка на регистрацию электронного магазина (для интернет-эквайринга);
- тарифы;
- перечень полученных от клиента бумаг;
- список операций с использованием карт;
- требования к сайту (для интернет-эквайринга).
Образец договора эквайринга с банком ВТБ смотрите здесь.
При заключении договора рекомендуем уточнить в банке, какие преимущества предоставляются компании или ИП. Многие учреждения открывают кредитные линии на льготных условиях, выдают займы со сниженной ставкой, предлагают скидки на ведение расчётного счёта и т.д.