Что такое зарплатные карты?
И работодатели, и сами сотрудники предприятий всё чаще выбирают безналичный способ оплаты труда. При этом обычно речь идёт о договоре с каким-то одним банком, в рамках которого последний выпускает и обслуживает карты для работников организации-партнёра, становящихся таким образом зарплатными клиентами кредитного учреждения.
Условия обслуживания карт
В качестве зарплатных карт используют дебетовый «пластик» различных категорий – как классических, так и премиальных (последние, как правило, для руководящего состава).
Пока сотрудник числится в компании, за обслуживание карты платит работодатель.
Исключение – самостоятельно подключённые дополнительные пакеты услуг, а также некоторые отдельные случаи. Организацией выпуска и переоформления такого «пластика» занимается работодатель, который и осуществляет первоначальный выбор банка-партнёра. Если работник увольняется, он теряет обеспеченные зарплатным проектом преференции. Но может по-прежнему пользоваться картой, оплачивая её обслуживание самостоятельно (если иное не предусмотрено условиями эмитента).
Особенности зарплатных проектов
Сотрудник вправе поменять карту (и банк) для перечисления зарплаты, известив о своём намерении работодателя не позднее, чем за 5 дней до выплаты (ст. 136 ТК РФ). К этому может подтолкнуть, например, слабо развитая сеть банкоматов выпустившей зарплатную карту кредитной организации.
Банки заинтересованы в зарплатном партнёрстве, поэтому предлагают юридическим лицам льготное обслуживание при реализации подобных проектов.
Финансовые институты получают группу клиентов, которых можно охватить другими банковскими продуктами, рост оборотов по счетам, а также ряд иных возможностей и положительных изменений показателей деятельности. Есть целый набор преимуществ и для держателей. А минусы нередко сводятся к психологическому аспекту: если ранее зарплаты выплачивались наличными, внедрение безналичных выплат зачастую «аксиоматически» воспринимается в штыки.
Что несёт зарплатный проект держателю карты?
Разумеется, зарплатному «пластику» присущи риски, характерные для банковских карт в целом. Мошенники и киберпреступники не дремлют, поэтому пользователю следует соблюдать базовые меры предосторожности. Например, для покупок в интернете нелишне завести виртуальную карту с небольшим балансом, а при пропаже «пластика» или несанкционированном снятии средств платёжный инструмент нужно немедленно заблокировать. Для защиты от мошенников банки порой позволяют устанавливать лимиты на расходные операции в рамках определённого временно́го периода и иные ограничения – стоит настроить эти параметры «под себя».
В то же время, зарплатные карты позволяют держателям:
- Надёжно хранить средства и совершать крупные покупки без транспортировки наличности.
- Анализировать бюджет и отслеживать расходы в личном кабинете, сохранять конфиденциальность относительно своих доходов в трудовом коллективе.
- Экономить время посредством настройки автоплатежей в интернет-банке (погашение кредитов, пополнение счёта телефона, оплата ЖКХ), привязав их к дате зарплаты или аванса.
- Подключать овердрафт (позволяет использовать заёмные средства, а затем автоматически погашать задолженность из очередной зарплаты) и пользоваться краткосрочным кредитом без оформления дополнительного банковского продукта.
- Получать дополнительный доход, если картсчёт имеет опцию начисления процентов на остаток. Иногда банки предлагают зарплатным клиентам открыть связанный с картой накопительный счёт, где под проценты размещаются поступившие именно на него средства.
- Пользоваться бонусами и преимуществами от банка, его партнёров. Среди них: быстрое согласование кредита, выгодный cash back, привлекательные ставки по вкладам и займам, бесплатный в обслуживании дополнительный дебетовый или кредитный «пластик», скидки при подключении пакетных услуг и особые условия при начислении баллов, миль, прочих бонусов. Организации-партнёры (авиакомпании, рестораны, салоны красоты, кинотеатры, АЗС, медицинские центры и прочие) могут предлагать свои товары и услуги со скидкой, если оплата производится картой дружественного банка.
Процент по кредиту является частым стимулом для смены зарплатного банка, выбранного работодателем. Например, работник может стремиться стать индивидуальным зарплатным клиентом той кредитной организации, в которую он собирается подавать заявку на ипотеку.