Банки, которые продвинулись в биометрии
Подтверждение личности по смартфону вместо паспорта, покупка товаров по отпечатку ладони, автоматическое распознавание клиента по голосу – уже реальность. Какие ещё новшества, призванные облегчить нам жизнь, придумали банки?
Обслуживание без паспорта
С 2018 года в России действует Единая система биометрической идентификации и аутентификации (ЕСИА). Суть в том, что клиентов банков распознают не по паспорту, как раньше, а по голосу и лицу. Для этого человека фотографируют и просят проговорить цифры от 1 до 9.
Альфа-Банк не остался в стороне от новаций и заявил, что к 2021 году в 20% отделений клиентов будут обслуживать без паспорта. Подтверждать личность клиента в таких офисах будут с помощью смартфона и биометрии. Второй способ описан выше. Первый работает так:
- Клиент получает на смартфон уведомление, которое открывается с помощью снимка лица (Face ID) или отпечатка пальца (Touch ID).
- Для заключения договоров паспорт также не потребуется.
- Электронная версия договора будет приходить клиенту в мобильное приложение.
Технологию распознавания лица с помощью смартфона для оплаты покупок тестирует и платёжная система МИР. На смартфон необходимо скачать приложение, привязать банковскую карту, а потом отсканировать лицо.
Новшеством платёжной системы МИР станет более безопасное распознавание личности.
Планируется ввести ещё один фактор аутентификации: пользователю нужно будет не только посмотреть в камеру, но и сказать какое-то слово или подмигнуть.
Биометрия на замену дисконтным картам
Интересную технологию разработали в Ак Барс Банке. Это система лояльности Face2Loyalty. Как рассказали в пресс-службе банка, разработка даёт возможность заменить пластиковые дисконтные и клубные карты на сервис биометрической идентификации клиентов.
Пилотный проект Face2Loyalty запустили в татарстанской сети кофеен coffee CAVA. Ак Барс Банк одним из первых российских банков предложил подобный продукт партнёрам и клиентам. Для получения скидки или бонусов посетителю не нужно заполнять анкету, предоставлять личные данные или использовать мобильное приложение – достаточно ввести никнейм и сфотографировать лицо с помощью планшета на кассе. Регистрация клиента в программе лояльности занимает не больше 30 секунд. Для запуска Face2Loyalty бизнесу необходимо открыть в браузере страницу с персональными настройками и интегрировать планшет с кассовым аппаратом. На кассе камера «распознает» участника программы лояльности, и система автоматически начислит клиенту бонусные баллы, которыми в дальнейшем можно расплатиться за заказ.
В дальнейшем с помощью Face2Loyalty торговые точки смогут получать полный портрет клиента и собирать обратную связь о продукции и обслуживании. Это поможет повысить лояльность клиентов и в конечном итоге увеличить прибыль.
Автоматическое распознавание клиента по голосу
Удивились бы вы, если при звонке в call-центр банка система узнала бы вас после одного слова? Это реальность для клиентов Тинькофф. Технология называется Nice, как и израильская компания-разработчик этого метода. Система автоматически опознает клиента банка при звонке в call-центр. Таким образом банк ушёл от кодовых слов, которые мало кто помнил, и паспортных данных, которые приходилось диктовать операторам.
Голос клиента оценивают едва ли не по сотне критериев: тембр, ритм, частотная модуляция и т.д. На основе этих данных формируется «слепок» голоса меньше чем за минуту.
Такую технологию Тинькофф внедрил несколько лет назад, став первым в России и одним из первых в мире. Это не обычное распознавание голоса, а настоящая голосовая биометрия. Любопытно, что клиента распознают, даже если он заговорит на другом языке или споёт. Личность устанавливают за 7-10 секунд. Благодаря внедрению технологии время разговора клиента с оператором сократилось примерно на 40 секунд с 4 минут.
Оплата с помощью отпечатка ладони
Дети клиентов Сбербанка могут оплачивать обед в школьной столовой с помощью отпечатка ладони. Сервис получил название «Ладошки». Карту родителя привязывают к счёту ребёнка, для доступа к которому берутся биометрические данные ребёнка, а именно – отпечаток ладони. В школьной столовой ребёнок оплачивает обед, при этом не рискует потерять карту или деньги, а также стать жертвой грабителей. При этом родители могут контролировать, что ест школьник. Информация о купленных продуктах поступает в личный кабинет и по СМС.
Как это работает, рассказал Кирилл Солодовников, генеральный директор Infosecurity (входит в состав ГК Softline): «Одним из способов использования биометрии является аутентификация по рисунку вен ладони, когда сканирование происходит без непосредственного контакта со считывателем. Инфракрасное излучение проходит сквозь ткани руки и поглощается гемоглобином крови. Такую технологию уже используют в Альфа-Банке для доступа VIP-клиентов к банковской ячейке, в Сбербанке с помощью неё можно оплачивать обеды в школах. ВТБ и Т-Банк прорабатывают вопрос переоборудования банкоматов, чтобы клиент смог получить деньги без наличия пластиковой карты, приложив ладонь к считывателю рисунков вен».
Родителям больше нет нужды давать карманные деньги на питание. При этом они уверены, на что ребёнок потратил средства. Это удобно и кассирам в столовой, которым не нужно беспокоиться о сдаче, тем самым обслуживание школьников на линии раздачи происходит быстрей.
Тренды в банковских технологиях
Банки взяли курс на персонализацию. Продукты и услуги кредитных организаций становятся индивидуализированными. Сбербанк даже персонализировал меню банкоматов. Устройства подстраиваются под конкретного пользователя. Как только клиент проходит идентификацию (вставляет карту или прикладывает к бесконтактному банкомату), на главном экране разделы организуются в соответствии с предпочтениями пользователя. Появляются пункты меню, которые клиент использовал раньше, суммы денег, которые часто снимает, а также актуальные для него персональные предложения банка. Банкомат даже поздравит пользователя с днём рождения, предложив подарок.
Ещё один тренд – голосовые боты. Недавно такого помощника представил Тинькофф. Бот успел наделать шуму саркастическими ответами пользователям, но в целом полезен. Олег, так зовут бота, уже умеет бронировать столики в кафе, консультировать по услугам и переводить деньги. Создатели обещают, что Олег научится заказывать такси, авиа- и железнодорожные билеты, и даже записывать на приём к врачу. Но ботов внедряют не столько из-за удобства клиентов и погони за новыми технологиями, сколько ради экономии рабочего времени живых сотрудников.