Просрочки по кредиту. Инструкция по выживанию в условиях финансовых трудностей.

В жизни любого человека может случиться непредвиденное. Потеря работы, травма, болезнь, утрата близких. В подобных случаях руки опускаются, а выполнение долговых обязательств отодвигается на задний план. Эта статья будет полезна тем, у кого есть непогашенные кредиты.

Перед просрочкой

Если просрочки ещё нет, но вы уже понимаете, что не сможете внести следующий платёж – главное успокоиться и трезво оценить ситуацию. Основные ошибки, которые потом приводят к печальным последствиям, заёмщики совершают на этом этапе.

Как делать не стоит

  1. Оформить ещё один кредит или микрозайм, чтобы погасить платёж по старому. Шаг, конечно, действенный, но рисковый. Если финансовое положение не изменится в лучшую сторону в ближайший месяц, то последствия будут печальны.

Брать кредит на кредит – опасная стратегия.

  1. Игнорировать проблему. Отгораживание от внешнего мира спасёт душевное спокойствие, но никак не финансовое положение. Стремление спустить всё на тормозах оставило без имущества тысячи должников.

Как поступить правильнее

  1. Взять кредитный договор и уточнить, какие санкции применяются при просрочке платежа. Если из документа это неясно, уточните у сотрудников банка.
  2. Спросить совета у кредитора. Как бы парадоксально это не звучало, но банк – главный советчик и помощник для заёмщика в этой ситуации. Будьте уверены, что вы такой не первый и сотрудники знают, что предложить. Возможно, сложившиеся обстоятельства сочтут уважительной причиной, и предоставят кредитные каникулы или другую подобную услугу.
  3. Предупредите о ситуации близких, чьи телефоны были указаны при получении кредита. Банки часто прозванивают эти номера, чтобы повлиять на клиента с просрочками.

Например, Почта Банк предлагает услугу «Пропускаю платёж»: за 300 руб. клиенту предоставляется отсрочка на 1 месяц. При этом увеличится только срок кредитования. Никаких санкций и отметок в кредитной истории не будет.

Вопреки расхожему мнению, загонять клиентов в долговую яму с помощью пени и штрафов банкам неинтересно. Они получат больше прибыли, если условия кредитования соблюдаются. Поэтому банки готовы менять параметры договора. Подробнее о том, почему кредитору выгоднее пойти заёмщику навстречу, читайте в следующей главе.

Просрочка до 3-х месяцев

Итак, просрочка допущена. Ситуация уже серьёзнее, но не критическая. Поэтому, опять же, действуем без паники, с трезвой головой и холодным сердцем. Проштрафившихся заёмщиков обуревают надуманные страхи:

  1. Коллекторы угрожают расправой.
  2. Банк уже подал иск и скоро будет суд.
  3. Кредитная история безвозвратно загублена, и теперь всё равно, выплачивать кредит или нет.

Не переживайте, это мифы. «Зверства» коллекторов остались в прошлом, а права взыскателей ограничены правовым полем. В суд ни один банк на этом этапе не пойдёт. Да и кредитную историю ещё можно спасти, хоть и не без труда.

На деле банки до последнего пытаются решить проблему мирным путём.

Причин тому несколько:

  • Взыскание задолженности через суд – процесс непростой, длительный и требующий дополнительных затрат.
  • При переуступке задолженности коллекторам банк теряет доход. Поэтому это скорее крайняя мера, к которой прибегают редко.
  • Клиент, напуганный давлением банка, может вообще перестать платить, а в последствии инициировать процедуру банкротства.

Поэтому банки на этом этапе пытаются образумить должников своими силами. Клиента с просрочкой передают в отдел по взысканию задолженности, который и будет работать на этом этапе.

Как банки работают с должниками

Законные методы воздействия:

  • Звонки и смс заёмщику и его знакомым по контактным данным из анкеты.
  • Письменные требования погасить просрочку по почте.
  • Начисление штрафов и пени за несоблюдение условий кредитования.

При этом недооценивать ситуацию тоже не стоит. Наивно полагать, что истечёт срок исковой давности или в банке попросту забудут о кредите. Таких оплошностей в кредитных организациях не допускают. Если на этом этапе не исправить ситуацию, дальше будет только хуже.

Знаете ли Вы что

Самые активные кредитные заемщики — это люди в возрасте от 25 до 45 лет.

Оформить выгодный кредит для людей в возрасте от 18 до 75 лет

Что делать

  1. Обратиться к кредитору с просьбой о реструктуризации задолженности. Обязательно письменно, чтобы сохранилось документальное подтверждение. Согласиться или отказать – решает банк. Но если дело дойдёт до суда, то это сыграет в пользу должника. Потому что диалог с кредитором характеризует заёмщика как добросовестного, хоть и с финансовыми трудностями.
  2. Рефинансировать задолженность. Возможность перекредитования есть во всех крупных банках. Наибольшее число предложений по рефинансированию кредитов доступно в Москве. Но даже несмотря на количество программ, оформить заём будет непросто из-за активных просрочек. Вероятность получить одобрение повысится, если привлечь созаёмщика или предоставить залог.
  3. Обратиться за помощью к посредникам – кредитному юристу или в антиколлекторское агентство. Если ничего не получилось самостоятельно, то, возможно, помогут профи.

В любом случае нужно подготовиться. Важно доказать, что просрочка по кредиту возникла по объективным обстоятельствам. Предоставьте свидетельство о рождении ребёнка, трудовую книжку с отметкой об увольнении или сокращении или справку из больницы. Всё, что подтверждает, что обстоятельства изменились и исполнять кредитные обязательства на тех же условиях невозможно.

Ситуацию, когда просрочка не погашена более 3-х месяцев, рассматривать не будем. Выбраться из неё самостоятельно трудно. Поэтому старайтесь не доводить до этого этапа. Лучше следуйте нашим советам и разбирайтесь с проблемной задолженностью как можно раньше.