Как узнать кредитную историю
Кредитная история (КИ) — досье заемщика, в котором аккумулируется информация о текущих и погашенных обязательствах по кредитам, а также качестве их исполнения.
В России правила формирования и использования КИ регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ.
За сохранность и обработку данных отвечают бюро кредитных историй (далее — БКИ). Постановление закрепляет за каждым человеком право один раз в год получить выписку из своей КИ на безвозмездной основе. Количество запрашиваемых отчетов не ограничено, но за все последующие будет взиматься плата.
В упрощенном виде процесс выглядит так:
- Отправка запроса в Центральный каталог кредитных историй (далее — ЦККИ). В ответ будет предоставлен список БКИ, которые хранят досье клиента.
- Обращение в ответственное бюро и получение отчета.
Далее рассмотрим процедуру подробнее.
Отправка запроса в ЦККИ
В РФ зарегистрировано 16 БКИ и каждый банк передает сведения о клиентах в одно или несколько бюро, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве. Информация о том, где хранится КИ конкретного заемщика, содержится в ЦККИ Банка России. Запросить данные из ЦККИ можно двумя путями:
- На сайте Банка России.
Онлайн-форму можно использовать только когда известен код субъекта кредитной истории. Это своеобразный ключ, открывающий доступ к информации о месте хранения досье. Обычно он присваивается в процессе оформления кредитного договора (указывается в основной части документа или приложении), либо в другое время при обращении в один из банков или БКИ. - Без кода субъекта через подразделение любого банка, БКИ, отделение Почты России с телеграфом, нотариальную контору или МФО.
Важный момент — Банк России не предоставляет саму КИ, а только сообщает наименования бюро, хранящих персональное досье клиента.
Получение кредитной истории
Бюро выдают кредитные отчеты по заявлению, которое можно передать одним из предусмотренных способов (варианты приема обращений могут различаться. Актуальная информация публикуется на вэб-странице конкретного БКИ):
- Отправить по почте.
Типовая форма документа размещается на сайте БКИ. Подпись в заявлении в обязательном порядке должна быть удостоверена нотариусом. - Направить в адрес бюро телеграмму.
В тексте необходимо указать персональные данные: ФИО, дату и место рождения, адреса прописки и фактического жительства, номер телефона для связи, полные реквизиты паспорта. Кроме того, следует обозначить желаемый способ доставки отчета — почтовым отправлением или на Email. Собственноручная подпись отправителя заверяется работником отделения связи. - Посетить БКИ лично.
При себе нужно иметь паспорт.
Необходимость визита в офис или заверения подписи обусловлена требованием обязательной идентификации субъекта кредитной истории.
БКИ должно быть уверено, что сведения запрашивает именно клиент, а не третье лицо, завладевшее его персональными данными.
При отправке заявления посредством почтовой связи или телеграфом, его обработка производится в срок не более трех рабочих дней, при личном обращении — отчет выдается в этот же день.
В бюро Equifax предусмотрена возможность бесплатно получить КИ при помощи интернет-сервиса, но идентификации избежать не получится и здесь. Однако, помимо стандартных письма или телеграммы можно пройти процедуру верификации в системе eiD. Она формирует перечень вопросов о финансовом прошлом клиента, а время на раздумья ограничено несколькими минутами.
Зачем проверять свою кредитную историю
Кредитная история — ключевой критерий оценки потенциального заемщика в процессе принятия решения о выдаче ссуды. Поэтому важно, чтобы в досье включались только точные и актуальные данные.
Некоторые банки передают сведения в БКИ с опозданием или допускают ошибки, которые могут негативно повлиять на финансовую репутацию клиента. Например: кредит давно погашен, но все еще значится активным или указаны сведения о просрочках, которых клиент не допускал. При обнаружении в отчете данных, не соответствующих действительности, их можно исправить.
Чтобы оспорить КИ нужно составить официальное заявление в адрес БКИ, где указать на все недостоверные данные. Его следует отправить почтой или передать лично. Специалисты бюро сами связываются с финансовым учреждением, которое предоставило информацию, и инициируют проверку. В течение 14 рабочих дней кредитор обязан внести исправления в историю клиента или оставить все без изменений, если сведения достоверны. БКИ предоставляет письменный ответ в срок до 30 дней с момента получения заявления.
Кроме того, можно направить соответствующее обращение напрямую в МФО или банк, допустивший ошибку.