Откуда поисковые системы знают ваш доход

Поисковые системы следят за владельцами гаджетов, и это давно не секрет. Особое внимание уделяют покупательскому поведению и предпочтениям, а с недавнего времени научились определять заработок пользователей. Технологию запатентовал «Яндекс». Как поисковики узнают о заработках и что делают с информацией, расскажем далее.

Как поисковики определяют заработок

О новом способе узнавать доходы пользователей компания «Яндекс» сообщила в июле 2019 года. Известно, что уже зарегистрирован патент на технологию. Правда, будут ли её использовать, пока неясно. Патент называется «Система и способ определения дохода пользователя мобильного устройства».

О заработке владельцев устройств «Яндекс» узнает по профессии. Для этого система проанализирует и соберёт вместе данные GPS, информацию о загруженных приложениях, а также сведения, полученные с помощью «Яндекс.Такси», Google.Maps, «Яндекс.Карты», «Яндекс.Почта», Uber, «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Деньги», Gmail и др.

Таргетировать рекламу в зависимости от возраста, пола и доходов «Яндекс» начал ещё в 2011 году. Тогда запустили технологию под названием «Крипта».

Изначально для таргетинга использовались только те данные, которые пользователи указывали о себе в соцсетях и на других сервисах. Однако со временем специалисты поняли, что многие пишут неправду или не указывают важные детали. В итоге решили прибегнуть к анализу поведения, так информация стала точнее.

За поведением пользователей следит не только «Яндекс». Некоторые пользователи замечали, что если поговорить рядом со смартфоном о каком-либо товаре, в личном аккаунте Facebook начинает появляться его реклама. В сборе данных через микрофон также уличали Google и Apple.

Комментирует основатель аналитической системы INDEX.RU Леонид Филатов: «Поисковикам известно о нас всё: местонахождение, устройство, с которого заходим в сеть, история наших увлечений в интернете и вспомогательные технические файлы, с помощью которых роботы получают информацию о наших предпочтениях, финансовых операциях, а потом позволяют другим роботам использовать эту информацию в коммерческих и рекламных целях. Это делают файлы Cookies – другими словами, сайты знают, куда пользователь заходил до них и как долго там пробыл.

Наша аналитическая система обладает похожими инструментами для работы с пользователями, как и «Яндекс». И вот статистика. В 85% случаев известны психотипы пользователей, их привычки и пристрастия, остальные 15% – это боты и анонимы, но сразу скажу, что с анонимами уже тоже учатся работать, и в скором будущем никакой анонимности в сети не будет.

В 63% случаев известен примерный доход и профессия пользователя. Об этом сообщают те же Cookies – как правило, люди с доходом от 80 000 руб. в месяц могут себе позволить купить смартфон и поехать отдыхать, а значит, заходят в сеть со смартфонов и часто посещают сайты туристических компаний. Аналитические системы тщательно собирают эту информацию, анализируют, и делают выводы о пользователе как о персоналии. Часто посещаете сайты магазинов для вегетарианцев? Скорее всего, вы он и есть. Или кто-то в вашей семье, о ком вы заботитесь. И таких показателей много. Дальше дело техники – проанализировать информацию и выдать результат. Это тоже делают роботы и выдают только 11-13% некорректных данных, что является небольшой технической погрешностью».

По словам специалистов, приложения и поисковые системы могут даже залезть в личные сообщения, чтобы узнать информацию о пользователе.

Комментирует эксперт RTM Group Евгений Царёв: «Для определения параметров, в том числе предположительного дохода пользователя, используется не один сигнал и даже не сотни, а тысячи. Простой пример: некоторые приложения, которые стоят на наших смартфонах, имеют доступ к СМС. Это ведь отличный источник информации о наших расходах. Да, сам по себе такой источник ненадёжен, однако в совокупности с сотнями других факторов (места посещений, профили друзей в соцсетях и пр.) можно получить близкую к действительности цифру. Вопрос исключительно в объёме информации, которой обладает интеллектуальная система. Чем больше, тем точнее можно получить оценку».

Что поисковые сервисы делают с информацией о нашем доходе

Зачем поисковикам знать доход пользователя? Во-первых, для более точной настройки таргетированной рекламы. Медийная реклама станет персонализированной. Если известен заработок покупателя, продавец сразу понимает, товар какой ценовой категории предлагать с большей вероятностью покупки.

Но любопытно другое. В «Политике конфиденциальности» «Яндекса» сказано, что компания может не только самостоятельно использовать персональную информацию, но и передавать её рекламодателям и другим партнёрам. Значит, о доходе владельца гаджета могут узнать третьи лица. Кроме того, эту информацию могут запросить регулирующие органы: налоговая, правоохранители, органы власти, суды и другие государственные службы, что может создать пользователю дополнительные проблемы.

Чем рискуют пользователи

Далеко не все хотят, чтобы об их доходе знали поисковики. В нежелательном распространении личной информации и заключается главный риск. Однако эксперты успокаивают: технология едва ли сможет определять доход и затраты по сведениям, которые собирает. Это сложно сделать, зная только профессию человека. Например, разброс зарплат программистов в Москве может составлять несколько сотен тыс. руб. (доход варьируется от 40 тыс. до 1 млн руб.). Кроме того, траты человека могут ничего не говорить ни о возможностях, ни о предпочтениях. Ведь пользователь может как тратить только на себя, так и содержать жену, детей, родителей, покупать вещи на кредитные или одолженные у друзей или родственников деньги и т.д.

Однако на пользователя, доход которого система определила как высокий, может обрушиться шквал навязчивых звонков и СМС, в том числе из банков, предлагающих вклады, и от продавцов.

Застраховаться от риска утечки данных о доходе почти невозможно, ведь огромное число операций проходит через интернет, в том числе платёжных (онлайн-шопинг, оплата услуг и т.д.).

Можно ли скрыть доход от поисковика

Чтобы сервисы могли собирать данные о пользователе через микрофон, GPS и приложения, нужно разрешение. Для этого перед использованием того или иного сервиса всегда просят установить флажок в графе согласия. Проблема в том, что 90% людей, устанавливающих приложения для своего мобильного устройства, не читают документацию, включая пользовательское соглашение. А значит, они просто не подозревают, что дали разрешение на слежку и сбор информации.

Защититься от слежки помогают и сами гаджеты. Можно ограничить приложениям доступ к геолокации, микрофону, камере и так далее, а разрешать его лишь при использовании сервисов. Однако на работы сервисов собственной разработки «Яндекса», например «Яндекс.Смартфон», «Яндекс.Станция» и «Яндекс.Авто», не накладываются ограничения третьих сторон. Микрофоны колонки «Яндекс.Станция» слушают пользователей постоянно. Единственный способ защитить себя в этом случае – отказаться от подобных сервисов.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также