Дачная амнистия: что нового в 2021 году

В России ещё на 5 лет продлили действие дачной амнистии – упрощённого порядка оформления дач в собственность. Рассмотрим, какова процедура регистрации дачной недвижимости на участке и что делать, если есть проблемы с документами.

В чем суть амнистии

У многих граждан есть свидетельство о праве собственности на дачные участки, но нет никаких документов на построенные дачи и садовые дома. Эта недвижимость не числится в ЕГРН в качестве объектов собственности. Соответственно её сложно официально продать или передать в залог банку. Упрощённая процедура, в народе называемая дачной амнистией, даёт возможность быстро узаконить дачное хозяйство.

Дачная амнистия распространяется на:

  • дачные или садовые дома на землях для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества;
  • сами участки, если они не переоформлялись после 2001 года (принятия Земельного кодекса);
  • бани, гаражи, хозяйственные постройки на даче (их тоже разрешено оформлять в собственность).

Амнистия чём-то напоминает бесплатную приватизацию квартир.

До 2026 года государство разрешает гражданам оформить дачи в собственность бесплатно (госпошлина за услуги составляет 350 рублей).

Но после этой даты, если не будет очередного продления, придётся оформляться через суд, так как формально все дома на участках должны быть построены с уведомлением госорганов и могут быть признаны самостроем.

Нельзя оформить дачу в упрощённом порядке, например, на участке сельскохозяйственного назначения. Вид разрешённого использования земли должен быть соответствующим (для ведения дачи, ЛПХ, огорода).

Как оформить дачу

Для регистрации дачи в реестре недвижимости в Росреестр передают правоустанавливающие документы на участок, техплан участка (заказывается и оплачивается отдельно) и декларацию об объекте. Сделать это можно напрямую или через МФЦ («‎Мои документы»).

Для оформления дачи:

  1. Достаём из бабушкиной шкатулки документы на участок: свидетельство о праве собственности, выданное после 1998 года, договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве, выписку из похозяйственной книги, акт местных властей о предоставлении земли. Если они потерялись – заказываем дубликаты.
  2. Заполняем бланк декларации на дом (его можно взять на сайте Росреестра). В частности указываем номер участка, площадь дома, материал стен.
  3. Заказываем технический план кадастровому инженеру (стоимость от 9-20 тыс. рублей в зависимости от площади дома).
  4. Оплачиваем госпошлину и подаём на регистрацию пакет: свидетельство, техплан, декларацию, а также заявление о государственном кадастровом учёте и регистрации прав.

При регистрации нужно иметь при себе паспорт. Всё пройдёт гладко, если дача соответствует строительным нормам. Если нет, придётся вносить коррективы и вновь подавать пакет на рассмотрение. Например, могут придраться к высоте дома (должно быть не более 20 метров), близости к дороге и другим нормам.

Если у владельца участка есть только садовая или дачная книжка, полученная до ноября 2001 года, землю можно оформить в собственность также бесплатно и по упрощёненой процедуре. С 1 марта 2022 года это будет возможно только после проведения публичных торгов, то есть уже за деньги.

Пока же для получения документов обращаемся в местные органы с заявлением, протоколом собрания членов СНТ о распределении участков и схемой участка на кадастровом плане. После этого уже идём в Росреестр и регистрируем дом на участке по вышеуказанной процедуре.

Садовая или дачная книжка не является документом о собственности на участок, а уж тем более на дачный дом. Она лишь подтверждает членство в некоммерческом товариществе садоводов-дачников. Необходимо воспользоваться амнистией и дооформить остальные правоустанавливающие бумаги.

Что делать, если нет документов

Такое вполне возможно, если, к примеру, дача давно заброшена или бывший владелец умер, а наследники не озаботились переоформлением. Много также участков с дачами, на которые есть только бумаги советского образца, например, договор бессрочного пользования, оформленный ещё при СССР.

Покупать объекты с таким набором бумаг нельзя. Собственнику нужно проверить членство в садоводческом товариществе, а наследнику зарегистрироваться в этом статусе (членство по садовой книжке может переходить по наследству).

Не забудьте подтвердить личность и предоставить документы о наследстве, смерти бывшего владельца. За информацией можно также сходить в местный архив: главное подтвердить связь между участком и наследодателем, а затем наследниками.

Далее предстоит процедура оформления дачи по вышеуказанной процедуре, но с предварительным обращением в местные органы власти для получения подтверждения прав на участок.

Иногда единственный вариант доказать свои права на землю – это обращение в суд (например, без документов или со старыми советскими бумагами). С судебным решением можно будет обращаться в Росреестр и оформлять право собственности.

Зачем всё это нужно?

Финал процедуры регистрации дачи: получение через 8-10 дней выписки ЕГРН, где будет описание объекта и указание собственника. Имея такой документ, можно смело завещать дачу, передавать её в залог банку, продавать, сдавать в аренду или дарить. Строение становится ликвидным активом, которым можно управлять, а не чемоданом без ручки.

В жилом доме на дачном участке, можно оформить постоянную регистрацию, а также использовать материнский капитал (федеральный или региональный) для реконструкции строения или строительства нового дома.

Но при площади жилого дома более 50 квадратных метров начнут взимать налог на имущество (0,1% от кадастровой цены дачи в 2021 году). Повышенный налог в 2% должны будут платить владельцы дорогостоящих коттеджей. К этому также нужно быть готовым. Собственно планами по дальнейшему мздоимству и обусловлена такая лояльность государства в вопросе упрощённой регистрации прав на дачную недвижимость.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете

Читайте также