Что ждёт бизнес в период коронакризиса

В статье расскажем, как уже изменились и изменятся в ближайшем будущем покупательская способность и предпочтения российских покупателей.

Россияне планируют тратить меньше

Эксперты BCG и «Ромир» провели исследование потребительских настроений в условиях распространения коронавируса. Они опросили потребителей и выяснили, как они планируют менять своё покупательское поведение в ближайшие полгода. Оказалось, что россияне в принципе будут тратить меньше. Худшие перспективы у торговых центров (по этой категории сократят расходы 47% респондентов) и заведений уличной торговли (40%), кинотеатров (34%), ресторанов (34%), спа-салонов (36%) и др.

Большинство опрошенных признались, что сократят расходы на путешествия, развлечения, рестораны, одежду и обувь, электронику и др.

В каждой стране своя картина. В Италии потребители планируют сократить расходы на азартные игры, предметы роскоши, предметы домашнего интерьера, автомобили, игры и игрушки, общественный транспорт. В США покупатели планируют сократить траты на табак, спортивное оборудование, бытовую электронику. Жители Бразилии сократят расходы на аренду и ремонт жилья, автомобили, путешествия и т.д.

Чего ждать бизнесу в сфере общепита и туризма

По словам аналитиков, ресторанному бизнесу не стоит ждать быстрого восстановления спроса. По прогнозам, кафе и рестораны откроются одними из последних. В этом году заполняемость таких заведений не превысит 20-30% от докризисной. Первые месяцы после снятия ограничительных мер рестораны и вовсе, скорее всего, будут работать в минус. Полностью спрос восстановится не ранее чем через год.

Сфера туризма также будет восстанавливаться не быстро. Число поездок за рубеж по итогам 2020 года сократится на 50-60%. Причём такой сценарий называют позитивным. По словам аналитиков, зимой спрос на путёвки не подскочит. Потребители будут вынуждены отказаться от поездок из-за страха болезни или по экономическим соображениям.

Что ждёт продавцов одежды и косметики

Продавцы одежды и обуви рассчитывают на восстановление спроса только через несколько лет – примерно через три года. В этом и следующем году он точно не достигнет докризисного уровня, считают эксперты. В ближайшие полгода активности покупателей можно и вовсе не ждать. Карантин сказался на доходах россиян, поэтому о покупке новой одежды и косметики думают немногие. Ритейлеры рассматривают оптимистичный и пессимистичный сценарий. По первому выручка снизится на 40%, по второму – на 50% и больше. Падение спроса планируют компенсировать за счёт продаж сезонных вещей и того, что носят дома.

С другой стороны, растёт и будет расти выручка от онлайн-продаж. Но потери она вряд ли перекроет.

Что касается косметики, то спрос на неё также будет восстанавливаться в течение месяцев. На товары дороже 1000 руб. (из премиум-сегмента) спрос будет близок к нулю ещё год-полтора, говорят аналитики. Более дешёвые продукты продолжат покупать. То же самое с базовой косметической продукцией. Не упадёт спрос на мыло для рук, шампуни, зубные пасты и т.д. Рынок уходовых средств пострадает. Спрос на кондиционеры, дополнительный уход за лицом, гели для душа и т.д. скорее будет снижаться. Неясно, как трансформируется потребительское поведение.

Какой бизнес ждёт рост

Итак, в ближайшие 6 месяцев потребители будут наращивать траты на коммунальные услуги, интернет и связь, свежие продукты, безрецептурные лекарства и онлайн-видеосервисы. Компании, предоставляющие услуги доступа в интернет, уже отмечают рост потребления и нагрузок на сеть. То же самое с сервисами, позволяющими удалённо работать и проводить совещания. Но неясно, сохранится ли спрос после снятия ограничительных мер или нет.

С онлайн-торговлей ситуация неоднозначная. Спрос на покупки через интернет вырос, но во многом это связано с ожиданием роста цен. Не исключено, что этот рынок также ждёт спад. Если же ситуация стабилизируется, то летом будет оживление потребительского спроса, в том числе за счёт товаров для подготовки к школе. Если нет, то россияне будут стремиться к тому, чтобы сберечь накопления.

Как меняется пищевое поведение россиян

Эксперты BCG и «Ромира» выяснили, на какие категории продуктов россияне планируют увеличить траты, а на какие сократить. 46% респондентов намереваются уменьшить расходы на алкоголь в ближайший месяц, 28% – в ближайшие полгода. При этом 23% ответили, что сокращение трат на алкоголь вызвано тем, что они уже сделали запасы.

Пока потребление алкоголя только растёт. В этом году продажи выросли на 3%. По мнению экспертов, даже если россияне будут потреблять столько же алкогольных напитков, то будут обращать внимание на более дешёвую продукцию. Продажи импортной из ценового сегмента выше среднего сократятся. Самая большая опасность – это рост потребления нелегального алкоголя.

21% респондентов признались, что планируют меньше тратить на еду. Сокращение трат будет происходить за счёт перехода на более дешёвые продукты, а также за счёт отказа от продуктов не первой необходимости. На свежих продуктах намерены экономить 13% респондентов. 16%, напротив, сказали, что увеличат траты на овощи и фрукты, чтобы улучшить здоровье. Сократится спрос на премиальное мясо, а также на рыбу.

Будет ли расти спрос

Кризис 2020 года не пройдёт за пару месяцев. Потребительский рынок будет под давлением ещё год как минимум. Таковы прогнозы экспертов. Спрос будет расти только во второй половине 2021 года. Причина – увольнения, падение доходов населения, изменения в планировании расходов. Потребители скорее будут стремиться сделать накопления, чем бросятся делать новые покупки. Скажется на спросе и рост цен. Из-за ощутимой девальвации рубля они поднимутся.

Выгодные ставки по вкладам

Выбирайте и открывайте депозиты в разных банках в одном личном кабинете