Страхование кредитов

При оформлении кредита большинство заемщиков получают предложение оформить тот или иной вид страхования. Разберемся, в каких случаях страховка обязательна, а когда от нее можно отказаться. И как вернуть деньги, если полис уже оформлен?

При выдаче кредита банки предлагают оформить страховку. Несмотря на то, что согласно законодательству РФ такая процедура не является обязательной (за исключением кредитов с обеспечением в форме залога недвижимости), многие финансовые организации злоупотребляют этим предложением и навязывают страховку. Клиент может отказаться оформлять, ссылаясь на Гражданский Кодекс или отстаивать свои права в суде. Если же полис был оформлен, есть возможность вернуть взнос. Для этого важно знать, как вернуть страховку по кредиту.

Страховка при оформлении кредита

Выдача кредита сопровождается определенными рисками. Заемщик может потерять работу, трудоспособность, заболеть или уйти из жизни. В таком случае есть вероятность, что деньги не будут возвращены. Чтобы это исключить банки предлагают оформить страховку:

  • жизни;
  • потери трудоспособности;
  • потери работы;
  • страхование имущества.

Согласно законодательству РФ, такое страхование не является обязательным, за исключением страховки имущества при залоговом кредитовании.

Оформление полиса банкам выгодно, так как риски страхуются за счет заемщика. Они навязывают эту программу, вплоть до угроз отказать в выдаче, или убеждают заемщиков в том, что это для них выгодно. А так ли это?

Страхование кредита плюсы и минусы

Застрахованный кредит выгоден для банка тем, что при наступлении страхового случая (потеря работы, трудоспособности, смерть заемщика) страховая компания компенсирует потери. Учитывая, что за полис платят клиенты, финансовая организация получает выгоду без дополнительных расходов. Хотя существуют программы, которые подразумевают снижение процентной ставки на 1–2% при добровольном страховании.

Страховая компания получает новых клиентов и дополнительную прибыль. Многие из них — партнеры банков или принадлежат тому же собственнику, что и финансовые организации. В таких случаях страховка — это двойная выгода: снижение рисков и возможность заработать на клиенте.

Для самого заемщика есть положительные и отрицательные стороны. В первую очередь — это дополнительные расходы, которые не обязательны, а в большинстве случаев и неоправданны. Но оформление страховки иногда позволяет снизить ставку по кредиту, в таком случае дополнительных расходов может не быть или они будут минимальны. К тому же, при оформлении страхуются и риски заемщика. При потере трудоспособности или источника дохода кредит платить становится сложно, возникают просрочки, начисляются штрафы, пени, возможны судебные тяжбы и потеря имущества. Страховка позволяет этого избежать, хотя на практике такое случается нечасто.

Есть еще один положительный момент — при досрочном погашении займа можно вернуть часть взносов.

Что делать если страховку навязывают

Если при оформлении кредита навязывают страховку, заемщик должен выяснить, является ли процедура обязательным условием договора. Для этого необходимо обратиться к руководителю структурного подразделения или на горячую линию банка.

Скорее всего, это не соответствует действительности, ведь законодательство России такое запрещает. Вероятно, на этом проблема разрешится и заем будет оформлен без навязывания дополнительной услуги. Если же нет, можно подать жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор.

В такой ситуации, при категорическом отказе от оформления полиса, финансовая организация может не одобрить выдачу займа. Вступать ли в тяжбы и доказывать свою правоту, в том числе в суде — дело каждого.

Что касается обязательного страхования залога, отказаться не получится, здесь закон на стороне банка. Заемщик может попробовать снизить размер взноса, выбрать из предложенных страховых компаний ту, которая имеет самые выгодные условия.

Можно ли вернуть деньги за страховку

Согласно действующему законодательству, договор страхования можно расторгнуть, если больше нет потребности в услугах, которые являются объектом страхования. В таких случаях страховая компания получает часть средств, в зависимости от срока действия страховки. А за период, равный разнице между датой досрочного погашения и датой окончания договора страхования, деньги могут быть возвращены клиенту.

Законодательством РФ введен так называемый «период охлаждения», который равен 5-ти рабочим дням. На протяжении этого периода заемщик вправе отказаться от услуг страховщиков и получить обратно взнос.

Как вернуть страховку

Можно ли вернуть страховку по кредиту? Возврат суммы страховых платежей имеет массу нюансов. Вернуть деньги при действующих кредитов можно в некоторых случаях:

  • если отказ был оформлен в период охлаждения, предусмотренный законодательством;
  • если страховка была исключена из пакета услуг, который предоставляла финансовая организация;
  • если имеет место досрочное расторжение страхового договора.

Что касается залоговых кредитов, здесь возврат страховки практически невозможен, за исключением досрочного погашения.

При досрочном погашении клиент может потребовать возвращения денег за период, начиная после даты досрочного погашения. Банк рассматривает обращение клиента. В случае отказа вопрос можно попробовать решить в судебном порядке.

Для возврата необходимо подать заявление с просьбой вернуть страховой взнос в связи с полным погашением займа. В нем необходимо указать все подробности, сослаться на определенные пункты договора или законодательные акты РФ.

Если дело дойдет до суда, заемщик может оперировать связью кредитного договора и страхового (если таковая имеется). Ведь при полном погашении задолженности страховые риски пропадают. Можно попробовать доказать, что банк заставил заемщика застраховаться. Но на практике это сделать сложно, ведь клиент ставит свою подпись под условиями договора, тем самым соглашаясь с ними.

Несмотря на то, что страховые компании цепко держатся за клиентов и не спешат расставаться с деньгами, ситуации, когда заемщики возвращают взнос, встречаются часто. Это зависит от политики банка и страховой компании, как его партнера. В некоторых случаях клиенту отказывают в твердой форме, рассчитывая, что он не будет подавать жалобу или вступать в судебные тяжбы. Несмотря на то, что законодательство РФ в таких ситуациях четко регламентирует необходимость возврата, банки и страховые компании часто выигрывают споры.

Читайте также