Каждая вторая машина в России куплена в кредит

Россияне всё чаще берут автомобили в кредит. Росту рынка кредитования способствуют и государственные программы, возобновившиеся в марте 2019 года. Что ещё привело к увеличению числа автозаймов и почему аналитики считают это негативным фактором, расскажем в статье.

Объёмы продаж падают, а рынок кредитования растёт

За первые два месяца 2019 года объёмы продаж автомобилей снизились. К примеру, за январь продали 94,36 тыс. штук, что на 2,2% меньше, чем за первый месяц 2018 года. По данным за февраль падение составило 1,2% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом рынок кредитования растёт.

По данным бюро кредитных историй, в начале 2019 года выросла доля машин, которые покупают на заёмные средства. Если в январе таким образом приобрели 54% машин, то в феврале уже 59%. Это рекорд с начала 2017 года.

Рост показателей объясняют увеличением стоимости автомобилей из-за повышения НДС. Цены в среднем выросли на 3-5%. Кроме того, некоторые производители пересмотрели ценовые показатели из-за колебаний курса валют.

По словам представителей банков, рост числа кредитов связан с тем, что доходы населения остались на прежнем уровне, а цены на машины либо уже выросли, либо вырастут в скором времени. Поэтому сейчас займы берут даже те, кто этого никогда раньше не делал.

Льготные автокредиты

С марта 2019 года в России возобновили программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним планируют продать не менее 27 тыс. автомобилей. На программы в этом году выделили 3 млрд руб. Бюджет небольшой, поэтому в банках ожидают, что он уйдёт за 2-3 месяца. При этом возобновившиеся программы станут одним из ключевых драйверов спроса на рынке автокредитования в России, уверены эксперты.

Напомним, что в качестве помощи от государства можно получить субсидию в размере 10% от стоимости автомобиля (эти средства идут на первый взнос по кредиту). Если заёмщик живёт на Дальнем Востоке или приобретает там машину, ему компенсируют четвертую часть её цены. Кстати, в 2019 году максимальную стоимость транспортного средства, которое можно взять в кредит на льготных условиях, снизили до 1 млн руб. Это объясняют направленностью программ на малообеспеченные слои населения.

В перечень доступных в рамках программ автомобилей включили самые популярные модели. Однако список сократился за счёт снижения максимальной цены ТС. В частности, у Ford в льготном списке остались Focus и Fiesta, у KIA – седан Rio и кросс-хэтчбек Rio X-Line, у Nissan – кроссовер Terrano. Но самой популярной остаётся LADA. В банках уже отметили рост заявок на кредиты на машины этой марки до 6-10 в день.

Оценивая рост объёмов кредитования и введение льготных программ, эксперты опасаются увеличения числа недобросовестных заёмщиков и повышения уровня задолженности по автозаймам. В начале 2019 года автолюбители воспользовались последней возможностью приобрести авто прошлого года со скидками, пусть даже и с привлечением кредитных денег. Как показывает практика, у такого типа заёмщиков маленький запас прочности, что чревато риском неплатежей.

Какие авто предпочитают россияне

По данным на 2018 год в России было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн – это легковые машины. 44,7 млн авто принадлежат физлицам, остальные – компаниям и государству.

Ежегодно автопарк в нашей стране увеличивается на 1-1,5 млн машин, в основном за счёт продаж автомобилей с конвейера.

Самое популярное транспортное средство в России – Lada-2107. Однако эту информацию вполне можно назвать средней температурой по больнице, поскольку в разных регионах предпочтения автомобилистов отличаются. К примеру, в Калининградской области наиболее популярен Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге – Ford Focus, жители Татарстана предпочитают Lada 2114. Toyota Corolla оказалась в лидерах в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, а также Приморском крае.

Что касается соотношения отечественных авто и иномарок, то их доли в нашей стране примерно одинаковы. Но всё же российский автопром выбивается вперёд. Отечественных машин насчитывается 23,9 млн штук, тогда как зарубежных – 22,9. При этом нужно учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто, поскольку многие компании производят авто на территории РФ и с использованием российских деталей.

В 2018 году российские автозаводы произвели 1,77 млн автомобилей. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 13,9%. 88% от указанного объёма приходится на легковушки. Их выпустили на 16% больше, чем годом ранее. Не исключено, что таким образом автопроизводители готовятся к росту объёмов продаж.

Если говорить о возрасте автомобилей, то почти 50% всех ТС в нашей стране старше 10 лет. Насчитывается 14,5 млн машин, со времени выпуска которых прошло 15 лет и больше, 10-15-летних – порядка 7,7 млн, 5-10-летних – 11,2 млн, 3-5 летних – 6 млн.

Читайте также