Злободневное 3 октября, 2015

Какие штрафы за езду без ОСАГО?

К началу 2019 года средняя цена полиса ОСАГО перевалила за семь тысяч рублей. За последние пару лет показатель увеличился почти в два раза. При этом подобная «температура по больнице» не отражает всей полноты картины.

Стоимость автогражданки сегодня может легко достигать десяти тысяч «деревянных», а зачастую превышать эту отметку. Неудивительно, что для многих автолюбителей покупка страховки финансово заметно осложнилась. Решения «повременить» с её оформлением или вовсе от неё отказаться носят массовый характер.

Штрафы за отсутствие ОСАГО объективно стимулируют соответствующие процессы, хотя призваны бороться с ними. Текущие санкции ГИБДД в данной области значительно уступают ценникам страховщиков за «спасительный» полис. Подобная ситуация может выглядеть настоящей панацеей, позволяющей отсрочить трату существенных денежных средств, а то и вовсе обойтись без таковой. Вдруг повезёт и какое-то время удастся проездить, минуя проверки «гаишников»? Да и будучи «изредка пойманным», такую политику вполне возможно оправдать математически.

Таблица 1. Размер штрафа.

таблица скроллится вправо

Действительно ли быть нарушителем выгоднее, чем страхователем? Денежных средств, потраченных на автогражданку, хватило бы на массу штрафов за её отсутствие. Статистически за год далеко не каждый автолюбитель столько раз проверяется сотрудниками ГИБДД. В то же время для правильных выводов необходимо рассматривать ситуацию несколько шире.

Рассуждаем объективно

Стоит отметить, что «перехитрить» систему штрафов «пойманным» без ОСАГО автолюбителям вряд ли удастся. Многие считают, что при выявлении сотрудником ГИБДД отсутствия страховки можно сослаться на её случайное оставление дома (или в гараже). После чего обратиться в ближайшую страховую компанию и оформить «автогражданку» с текущего дня для предъявления инспектору. Однако в подобных ситуациях, как правило, в полисе указывается время оформления, что легко выдаст попытку обмана.

Следует помнить и об «обнулении» страховой истории при более чем годовом «перерыве» после окончания последнего договора ОСАГО. Конечно, последствия здесь могут оцениваться по-разному:

  • положительно, если последний полис был убыточным и предполагал применение повышающего коэффициента при пролонгации (который, таким образом, «сгорает»);
  • отрицательно, если убытков не было, поскольку при этом теряется годами накопленная скидка.

Но всё же последняя ситуация потенциально выглядит более актуальной. Обладателей скидок по ОСАГО, к счастью, сегодня значительно больше, чем оплачивающих повышенную стоимость из-за аварий.

Наиболее же весомым аргументом против экономии на обязательной автостраховке выступает, собственно, сама эта автостраховка.

Необходимо понимать, что оплаченная премия не является налогом или иным сбором, «растворяющимся» без видимой отдачи. С учётом последних законодательных изменений страховщики несут формально неограниченный объём ответственности по каждому оформленному полису. При этом известны случаи, когда счёт ущерба потерпевшим при дорожном происшествии шёл на миллионы рублей. Вряд ли такие риски оправдываются экономией нескольких тысяч.

Чего ожидать от ситуации?

Вообще, ситуация со штрафами за отсутствие ОСАГО в чём-то исключительна. Потому что это, наверное, один из очень немногих примеров, когда санкции обходятся нарушителю дешевле устранения нарушения. При этом рост стоимости страхования в целом объясним с экономической точки зрения. Что же касается штрафов, то здесь, пожалуй, можно предположить две возможные причины их относительной «лояльности»:

  1. Профильные структуры не успевают реагировать увеличением штрафов на рост цен в «автогражданке».
  2. Ужесточение санкций не осуществляется по экономическим и политическим причинам, поскольку это может вызвать массовое недовольство автолюбителей.

Безусловно, могут быть и иные предпосылки. Но в любом случае не исключено, что данная ситуация изменится в обозримом будущем. Повышение штрафов за езду без ОСАГО при самой негативной реакции автомобилистов объективно выглядит закономерным продолжением. По крайней мере до уровня, исключающего выгоду «осознанного нарушения».

Поэтому многие «штрафники» рискуют после неоднократных «санкционных издержек» всё же оказаться вынужденными приобрести страховку. Но, возможно, уже без скидки за безаварийность. Несложно догадаться, что финансовый результат таких манипуляций окажется совсем не радужным. Увы, покупка ОСАГО пока является единственным способом не остаться «у разбитого корыта».