ДТП без страховки: что делать, если ее нет у виновного или пострадавшего

Все российские автовладельцы по закону обязаны оформлять полис ОСАГО, однако, по статистике РСА, без него ездит около 6 млн водителей. Что касается каско, то его покупает лишь 10% автовладельцев страны. Разбираемся, чем чревата езда без страховки и как действовать, если у виновника или потерпевшего в ДТП не оказалось полиса.

ОСАГО и каско – зачем они нужны и от чего защищают

Полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страхует вашу ответственность за повреждение чужого имущества на дороге, а также причинение вреда жизни и здоровью других участников движения. Если вы стали виновником ДТП, то восстанавливать автомобили других участников аварии при наличии ОСАГО будет ваш страховщик, а если потерпевшим — то страховая компания виновника. Свою же машину придется восстанавливать за свой счет. В этом одно из главных отличий ОСАГО от каско, которое страхует от рисков повреждения или даже полного уничтожения именно ваш автомобиль.

Так как ОСАГО является обязательным видом страхования, его ключевые параметры (стоимость, лимиты и механизм выплат) строго регулируются со стороны ЦБ РФ. Так, автостраховщики обязаны держать цены на полис в рамках установленного тарифного коридора. Тариф для каждого водителя складывается на основе совокупности индивидуальных факторов: возраста, водительского стажа, региона проживания, наличия или отсутствия ДТП в прошлом, марки автомобиля и т. д. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя стоимость ОСАГО за девять месяцев 2022 года составила 6500 рублей.

Лимиты выплат по ОСАГО прописаны в законе «Об ОСАГО», за 20 лет действия закона они менялись всего несколько раз. Максимальная выплата за вред, причиненный имуществу (автомобилю или грузу), в настоящее время составляет 400 000 рублей, а за вред жизни и здоровью людей — до 500 000 рублей. При этом неважно, сколько машин попали в одно ДТП: если в аварии будет пять участников, каждый из них получит выплату в денежной или натуральной форме (в виде ремонта) от страховой.

Каско, в отличие от ОСАГО, — добровольный вид страхования, за отсутствие полиса вам ничего не будет. Лимиты выплат, как и перечень страхуемых рисков, можно устанавливать по желанию автовладельца. По каско автомобиль можно застраховать от любого повреждения, включая даже угон или полное уничтожение. Независимо от вашего статуса — виновника или пострадавшего — при наличии каско страховая вам возместит расходы на ремонт ТС. Однако стоимость каско, как правило, по сравнению с ОСАГО довольно высокая и составляет несколько десятков тысяч рублей.

Штрафы за езду без ОСАГО

За проезд без ОСАГО предусмотрены штрафы — 800 рублей (ст. 12.37 КОАП), если договор не оформлен, и 500 рублей, если полис есть, но вы не можете его предъявить (нет при себе ни бумажной, ни электронной версии). Кроме того, по закону запрещена езда без полиса, а это значит, что автомобиль могут отправить на штрафстоянку, и тогда придется выложить больше денег.

В настоящее время дорожные видеокамеры не отслеживают наличие ОСАГО у автовладельцев, хотя разговоры о необходимости такого контроля регулярно поднимаются. К примеру, в 2019 году в Москве в тестовом режиме работал механизм определения машин без ОСАГО, но эксперимент свернули из-за несовершенства базы данных, а все выписанные штрафы отменили. Конкретных сроков старта внедрения новых технологий нет из-за неготовности IT-систем у МВД, так что пока эта инициатива ждет своего часа.

Если вы попали в ДТП без полиса ОСАГО

В случае отсутствия и ОСАГО, и каско самые большие риски возникают при попадании в ДТП.

Во-первых, отсутствие полиса хотя бы у одного из участников делает невозможным оформление ДТП по европротоколу — государственному «суперсервису», который был запущен по всей России с конца 2020 года. Он позволяет урегулировать аварию без вызова сотрудников ГИБДД полностью онлайн на месте. Для этого должны быть соблюдены несколько условий (помимо наличия ОСАГО у обоих участников):

  • Отсутствие пострадавших;
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы);
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП;
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы;
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений;
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП.

Если оформление по европротоколу по какой-то причине невозможно, то далее многое будет зависеть от того, кто будет признан виновником аварии.

Без ОСАГО был виновник аварии

Если полиса обязательной «автогражданки» не оказалось у виновника ДТП, то урегулирование страхового случая происходит в судебной плоскости или через добровольное досудебное урегулирование по согласованию сторон, не в рамках автострахования. Виновнику придется заплатить и за ремонт машин других участников аварии, и штраф за езду без ОСАГО, который смогут выписать сотрудники ГИБДД, и за ремонт своего авто, если отсутствует и каско.

«В данном урегулировании страховые компании участия не принимают. Если договориться о сумме и компенсации ущерба не удается на месте события в досудебном порядке, рекомендуем фиксировать событие с участием сотрудников ГИБДД. Обязательно явиться на группу разбора, поскольку именно на ней должны будут установить виновника ДТП. Далее потерпевшему рекомендуем произвести независимую оценку ущерба, пригласив на нее заблаговременно (за 3-5 дней) виновника аварии. Потерпевший должен сообщить виновнику, какую сумму тот должен выплатить, включая расходы на экспертизу. Если виновник не согласен платить и/или не выходит на связь, направляйте досудебную претензию и далее — в суд», — прокомментировала руководительница управления убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Юлия Федотова.

При отсутствии у виновника ДТП полиса ОСАГО самый простой путь для обеих сторон — договориться и рассчитаться на месте за ремонт без вызова ГИБДД. В этом случае сторонам лучше оформить расписку. Существует три варианта:

  • Потерпевшая сторона получает с виновника определенную сумму компенсации за ущерб своего имущества на месте и подписывает бумагу с указанием всех повреждений ТС и данных об автовладельцах, что стороны не имеют претензий друг к другу;
  • Виновник аварии обещает выплатить потерпевшему определенную сумму компенсации в течение конкретного периода времени;
  • Виновник ДТП обещает заплатить сумму, которую потребует сервис за ремонт авто потерпевших сторон.

Все договоренности, конечно же, нужно зафиксировать письменно.

Такой вариант досудебного урегулирования возможен, только если авария обошлась без жертв и пострадавших, а ущерб имуществу — незначителен, в противном случае вызов ГИБДД и скорой помощи обязателен.

Если в результате ДТП также был причинен вред жизни и здоровью людей (пассажиров, водителя), то потерпевшим нужно получить сведения медицинского осмотра наряду с документами ГИБДД, копии выписок из медицинского учреждения о диагнозе нанесенного ущерба, о применяемых лекарствах и материалах, включая чеки. Если медпомощь не была оказана в рамках ОМС, то даже при отсутствии у виновника ДТП полиса компенсацию можно получить от компенсационного фонда РСА, но в рамках установленного лимита в 500 000 рублей (точный размер будет зависеть от тяжести ранений).

Без ОСАГО был потерпевший

Если же ОСАГО нет у потерпевшей стороны, а у виновника есть, то нужно вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать происшествие. Отсутствие полиса, если авария произошла не по вашей вине, не является причиной для отказа выплаты со стороны страховой компании. За получением компенсации нужно обратиться к страховщику ОСАГО виновника, сообщив о ДТП, и договориться о проведении экспертизы повреждений. Далее вас попросят приехать на осмотр, взяв все документы, связанные с аварией (постановление, определение, протокол), и написать заявление на получение компенсации.

Однако бывают ситуации, когда виновник ДТП не очевиден или же он настаивает, что виноваты обе стороны. В этом случае сотрудники ГИБДД могут признать обоюдную вину, чтобы не тратить время на выяснение всех обстоятельств на месте. Такое постановление можно оспорить на разборе в ГИБДД, но это займет лишнее время. В противном же случае за ремонт автомобиля каждой стороне придется платить из своего кармана.

Если полиса ОСАГО нет у обоих участников

В этих редких случаях кажется, что наилучшим решением было бы не сообщать никому о ДТП вовсе, однако, по словам Юлии Федотовой, смысл фиксировать аварию есть, так как урегулирование спора будет в судебной плоскости или через добровольное досудебное урегулирование по согласованию сторон, но не в рамках автострахования.

Виновник аварии скрылся с места происшествия

На дорогах бывают случаи, когда один из участников аварии скрывается с места. Уезжать самому или пытаться догнать виновника аварии не имеет смысла. ДТП также необходимо зафиксировать в ГИБДД, сообщив им данные ТС виновника (если они известны), собрать показания от очевидцев аварии. Впоследствии установить владельца авто можно будет по информационным базам ГИБДД.

Если у вас есть ОСАГО, то нужно обратиться за возмещением в свою страховую компанию, которая оплатит ремонт автомобиля. Такой способ называется прямым возмещением убытков (ПВУ) и применяется, когда у обоих участников ДТП есть полис ОСАГО, был прямой контакт машин и при этом нет пострадавших. Впоследствии ваш страховщик взыщет свои расходы со страховой компании, где застрахована ответственность виновника ДТП.

Если же полиса ОСАГО нет, а ответственность виновника застрахована, то потерпевшему необходимо обратиться в страховую виновника.

Что такое регресс

В ряде случаев, выплатив компенсацию за аварию, страховщики имеют право взыскать понесенные расходы с участников ДТП — это называется регрессом. К примеру, регрессные требования будут предъявлены, если после аварии выяснится, что страхователь указал неверные сведения в договоре ОСАГО, у автовладельца не было прав на вождение машины, причиной ДТП стало алкогольное или наркотическое опьянение, если виновник скрылся с места происшествия, авария произошла после истечения срока годности ОСАГО, был доказан злой умысел при совершении аварии.

Кроме того, страховая компания предъявит регресс к виновнику аварии, если он не был вписан в договор ОСАГО.

Как сообщил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, то на потерпевшем это не скажется никак. Такая ситуация не является основанием для отказа в выплате возмещения, но является основанием для регресса.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.